Оказаться в другом городе, на время выпасть из учебного процесса (да еще когда он в самом разгаре), узнать что-то новое, не учить других, а учиться самому, получить возможность оформить собственные мысли, опыт, наработки… Не этого ли желает каждый преподаватель? Впрочем, долгие годы наши преподаватели не могли себе позволить даже мечтать о подобном. А этой осенью сотни из них отправляются на обучение, стажировки и повышение квалификации.
В инновационных проектах, выдержавших конкурс, заявки на поездки выливались в сумму более чем 60 миллионов рублей. Все заявки, означенные в проектах, включали три направления: повышение квалификации, переподготовка и стажировка профессорско-преподавательского состава; приглашение ведущих ученых, специалистов и визит-профессоров; обучение административно-управленческого и инженерно-технического персонала. Университет по каждому направлению объявил отдельный конкурс (на 20, 15 и 10 миллионов рублей соответственно) по выбору управляющих компаний – организаторов поездок. Суммы очень значительные, но часть первоначально поданных заявок все же приходилось отклонять. По каким критериям и процедуре?
Первый критерий – соответствие приоритетным направлениям научно-образовательной деятельности университета. Поскольку большинство заявок поступило из проектов, выигравших конкурс, в приоритетные направления они вписывались. Второй критерий – каждый участник процесса может поехать лишь один раз в 2007 году, и тем, кто заявился неоднократно, предлагалось выбрать наиболее важную ключевую поездку. Третий «отсеивающий» момент – в этом году не финансируются поездки на международные конференции (для молодых преподавателей и ученых это было компенсировано объявлением специального конкурса молодежных проектов).
Заявки на поездки инженерно-технического персонала были ориентированы, в основном, на обучение использованию уникального оборудования и программных продуктов, которые университет закупает в рамках инновационных проектов. При этом по ряду контрактов на поставку оборудования и программного обеспечения предусматривается обучение непосредственно в СФУ представителями фирм-разработчиков. По другим направлениям было принято решение объявить дополнительный конкурс на обучение персонала в СФУ, что позволит привлечь к обучению большее количество работников и преподавателей, без значительного ущерба учебному процессу (например, обучение использованию программно-аппаратного комплекса ANSYS; это мощнейший современный пакет для решения задач в инженерной и естественно-научной области, с очень большими возможностями, но и очень сложный).
Отбор заявок происходил в два этапа. Сначала экспертная комиссия проверяла соответствие формальным признакам. Затем управляющий комитет, исходя из общего перечня заявок, формировал список лиц по каждому проекту, рекомендованных к индивидуальному оформлению документов на поездки. Были проекты, где на стажировки заявлялось 20 преподавателей факультета, при том что весь факультет – 60 человек. Конечно, так ставить под удар учебный процесс нельзя, и все заявки должны были согласовываться с деканами и заведующими кафедрами, чтобы у факультетов было время выбрать ту или иную стратегию замены преподавателя.
Планируется, что до конца 2007 г.
к нам приедут более 20 ученых
и визит-профессоров из зарубежных вузов
и организаций и более 60 - из российских.
Следующий этап – индивидуальное рассмотрение заявок. Экспертная комиссия проверяла наличие приглашения или договора на обучение, оценивался статус преподавателя и статус принимающей организации, условия обучения. Было установлено ограничение по оплате стажировок (без учета стоимости проезда и проживания): до 50 тысяч рублей в российских организациях и до 100 тысяч рублей – в зарубежных. Так, первоначально по некоторым заявкам стоимость обучения составляла около 400 тысяч рублей. Позволить себе такую роскошь университет все-таки не может: деньги бюджетные, и отдать их одному сотруднику фактически означает отнять у других.
Немаловажный критерий экспертного отбора - план стажировки, ее результаты, формы и сроки внедрения этих результатов в учебный процесс.
Наконец, между СФУ и конкретным лицом заключается соглашение. Направленный на обучение преподаватель или сотрудник берет на себя определенные обязательства. Во-первых, по финансовой отчетности. Во-вторых, по выполнению конкретных пунктов плана стажировки, которые включают не только обучение, но и разработку учебно-методических материалов нового поколения, современных образовательных методик и технологий, подготовку учебников и т.д. В-третьих, по внедрению выполненных разработок в учебный процесс СФУ до конца 2008 года. Нарушение условий соглашения в части обязательств преподавателя влечет возврат определенных сумм, потраченных СФУ. Что касается внедрения, то каждый «командированный» обязуется проработать в СФУ не менее трех лет; ведь важно не только «внедрить», но и закрепить результат, подготовить весь «шлейф» дополнительных учебно-методических материалов, сопровождающий обучение по новым разработкам. А если ты уходишь, то весь интеллектуальный ресурс, который профинансировало государство, ты уносишь с собой, тогда как это – достояние университета.
Несмотря на сложности, которые будут на всех факультетах в связи с временным отвлечением персонала от текущего научно-образовательного процесса, «игра стоит свеч». Университет не только качественно повысит квалификацию преподавателей и сотрудников, но и приобретет разработки, которые определят современные направления обучения студентов СФУ на перспективу.
(Информацию предоставила Е.Б. Бухарова,председатель экспертной комиссии по стажировкам)