История одного архитектора

Нет ничего логичнее, чем начинать беседу со студентом, оканчивающим вуз, с разговора о том, как он в него попал. А случилось это так, как должно быть в идеале: осознанно и с огромным желанием. Это, скорее всего, и послужило опорной точкой будущих успехов.

— Ещё в 9-м классе я понял, что хочу заниматься архитектурой, да и предпосылки для этого были, — рассказывает Илья ДОЛГУШИН, которому скоро предстоит защита диплома в ИСИ. — Я с детства любил рисовать, окончил художественную школу им. Сурикова, у меня всегда было отлично с техническими и естественными науками, участвовал в городских и краевых олимпиадах — всё это основа для инженера-архитектора!

Почти все абитуриенты питают иллюзии насчёт будущей профессии и самого процесса обучения. Так вышло и у Ильи.

— Я видел учёбу в «розовых очках» — много творчества, космические технологии и так далее. К сожалению, нужно признать, что методика преподавания многих дисциплин устарела. Мне бы очень хотелось добавить нововведений в нашу специальность, вывести её на новый уровень, добавить те предметы, которые нужны сейчас, в век компьютерных технологий. Самые лучшие преподаватели — это практики, которые не один год проработали по специальности, их опыт полезен и интересен для студентов!

Хорошо, когда есть те, кто приводит тебя в восторг своим примером. Испанский архитектор и скульптор Сантьяго КАЛАТРАВА восхищает Илью масштабностью и в то же время воздушностью своих произведений. Но идеально, когда вместе с перспективой есть надёжный тыл — те, кто наставят и помогут:

— Не секрет, что человек, который поддержит тебя всегда и во всём — это мама. Моя — не исключение в этом плане. Её женское чутьё всегда оказывается верным. И если бы я чаще её слушал, сейчас у меня было бы достижений во много раз больше. Забавно, что мама никогда меня прямо не хвалит, может сказать максимум: «Молодец… А получше там ничего нельзя было выиграть?». И только изредка слышу по телефону её разговор с подругой о моих успехах.

Аппетит приходит во время езды

Именно мама Ильи случайно увидела объявление о конкурсе на стипендию для обучения Erasmus Mundus и сказала, что он должен обязательно поучаствовать в нём. И Илья выиграл конкурс на обучение в Чехии:

— Я прожил целый семестр в Праге — это был незабываемый опыт! За полгода я побывал практически во всех странах Европы, завёл множество знакомств и изменил свой взгляд на мир.

Конечно, образование в Чехии сильно отличается от нашего. При институте работает несколько архитектурных мастерских, которые разрабатывают реальные проекты. Плюсы очевидны: университет получает дополнительное финансирование, студенты участвуют в реальном проектировании, вникают в профессию, получают стимул к обучению. Этот опыт нужно перенимать: в синтезе русской души и опыта иностранных школ мы получим уникальное образование, которое будет востребовано во всём мире!

Не только в системах образования стран есть различия. Быт — вот настоящее столк­новение традиций и менталитетов.

— Было много курьёзных моментов за то время. Однажды на лекции, которая была на следующий день после студенческой вечеринки, я встретил своих «вчерашних» знакомых-испанцев. Они сидели в аудитории и пили пиво, причём делали это открыто! Конечно, я был в шоке. Потом они рассказали мне, что Чехия — это пивная страна, и пить пиво можно даже на учёбе, в чём я и убедился на следующей паре, когда преподаватель открыл себе баночку Pilsner’а.

В Праге я познакомился с парнем из Бразилии по имени Луис, который учился на той же специальности, что и я. В этот день пошёл снег, такой привычный для красноярцев и невероятный для Луиса — он увидел его первый раз в жизни! И, конечно, меня очень удивило, что в 28 лет Луис получает только диплом бакалавра. Это на самом деле интересно: мы все куда-то спешим, а в Бразилии греются на солнышке и никуда не торопятся!

Великие дела не делаются сразу

В копилке Ильи многочисленные дипломы конкурсов, таких как «Новый взгляд» от Союза строителей Красноярского края, Всероссийская олимпиада по специальности «Проектирование зданий», «Красноярская архитектурная выставка» и др.

— Сейчас я работаю над грандиозным проектом — в преддверии Универсиады-2019 в Красноярском крае планируется строительство ряда спортивных комплексов. Одним из них занимается рабочая группа, созданная на базе ИСИ (см. об этом проекте текст на стр. 6). Комплекс будет находиться на будущем пересечении проспекта Свободный и улицы Копылова (в плане города оно задумано). Шансы, что этот комплекс будет построен, действительно велики!

Это далеко не первый проект Ильи. Например, на зимней архитектурно-строительной выставке в МВДЦ «Сибирь» в этом году он совместно с дизайнером Павлом БУХАРОВЫМ представлял концепцию развития района «Николаевка», который непосредственно прилегает к будущему 4-му мосту. Но если это был всего лишь творческий проект, грёзы, то спортивный комплекс СФУ — мечта, у которой есть все шансы стать реальностью.

— С 4-го курса я параллельно с учёбой работаю в архитектурной мастерской Юрия СУЗДАЛЕВА. Участвовал в проектировании и создании облика жилого комплекса «Эдельвейс» на улице Киренского. Прошу строго не судить, заказчик всегда прав, экономия — прежде всего. Конечно, как и у любого архитектора, у меня есть желание использовать самые качественные материалы и новые технологии, но, к сожалению, это не всегда возможно из-за бюджета. Наверное, в этом и состоит задача архитектора в России — создать сооружение, которое будет красивым даже при использовании самых дешёвых материалов!

Есть задумки, которые обязательно хочется сделать. Например, создать место для молодёжи — и спортивные залы, и бассейн, и кафе, и компьютерный зал, и релакс-зона, и даже кинотеатр — всё в одном большом сооружении, в котором хочется находиться весь день!

Антонина ПЛЕХАНОВА
Средняя оценка: 4.9 (проголосовало: 13)