Чтобы выстрелить — надо зарядить

Формирование нового департамента — всегда знаковое событие и одновременно фактор риска. По «медицинским показаниям» — надо ломать, но главное — чтобы в дальнейшем всё правильно срослось. О замыслах, сложностях адаптационного периода и планах на будущее рассказывает руководитель нового департамента науки и инноваций СФУ, кандидат физико-математических наук Сергей Васильевич ПЕРВУХИН.

— Сергей Васильевич, какова предыстория создания департамента?

— Идея возникла в 2010 г. Команда разработчиков подала на всероссийский конкурс заявку согласно Постановлению Правительства РФ № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования». По техническому заданию предложено было сформировать в СФУ, крупнейшем вузе Красноярского края, научный департамент. В дальнейшем к этой формулировке добавилось понятие «инновационный». Заявка прошла конкурсный отбор, и в 2011 г. на базе вуза начало формироваться новое подразделение, наполнявшееся соответствующими структурами.

В состав вошли: Центр инновационного консалтинга, Центр прототипирования, Центр научно-технической информации, Научно-образовательный центр молодых учёных и др. То есть в департамент органично вошли структуры, внутреннее взаимодействие которых позволит эффективнее решать задачи, которые ставит перед СФУ Министерство образования РФ.

Одна из таких задач — содействие развитию малого предпринимательства: в настоящее время наш университет помимо собственно учебной и научной деятельности создаёт новые рабочие места, производит новую наукоёмкую продукцию совместно с малыми инновационными предприятиями (МИП) с долей собственности СФУ. Как вы понимаете, эта деятельность реализует в основном инновационную составляющую департамента.

— В таком случае, как обстоят дела с научной составляющей? Ваш многолетний опыт в должности начальника научно-исследовательской части СФУ позволяет квалифицированно сравнить ситуацию «до» и «после» создания департамента.

— Я бы сказал, поменялось и концептуальное видение, и сама система организации научной деятельности в университете. В 2010 г. учёные СФУ приступили к исполнению шести крупных грантов (так называемых «мегагрантов»), позволяющих сотрудничать с зарубежными коллегами — учёными с мировым именем (в т.ч. с профессором Э. Д.СИНСКИ из Massachusetts Institute of Technology, лауреатом Нобелевской премии по химии Осаму ШИМОМУРОЙ, бывшим директором Института биогеохимии Немецкого научного общества Макса-Планка Эрнстом-Детлефом ШУЛЬЦЕ и др.). Помимо этих имён назову предприятия, ставшие нашими партнёрами: это ОАО «Русский алюминий», ОАО «Енисейгеофизика».

Так вот, в случае с мегагрантами департамент является тем самым механизмом, который позволяет специалистам университета, его творческим исследовательским коллективам и ведущим научным школам участвовать в инновационной деятельности — получать заказы от крупных промышленных предприятий на производство наукоёмкой продукции.

Если угодно, департамент работает по принципу «моста» между прикладной наукой и внедрением полученных разработок на предприятиях города и края.

С точки зрения внутренней структуры департамент науки и инноваций состоит из двух крупных блоков: уже зарекомендовавшей себя научно-исследовательской части (НИЧ), занимающейся классической фундаментальной наукой и частично внедренческой деятельностью, и нового блока —управления инновационной деятельностью. Последнее как раз отвечает за коммерциализацию разработок учёных СФУ.

— Спрогнозируйте, чего нам ждать от департамента в ближайшие два-три года. Будут ли изменения не только формальными, но качественными?

— Не хотелось бы отвечать в духе «всё хорошее улучшим, всего недостигнутого — достигнем» и делать долговременные прогнозы. Но фактически плюсы реорганизованной структуры для меня уже очевидны. Структурированы подразделения, отвечающие за фундаментальную и прикладную науку, и особенно за инновации, — это замечательно. Должностные обязанности руководителей сформированных отделов и подразделений чётко обозначены. Прописаны глобальные цели и пошаговые задачи каждого отдела — это ли не хорошо? Окончательный вердикт вынесет время. Если объективные показатели — количество заключённых хозяйственных договоров, полученных патентов, созданных и успешно функционирующих малых инновационных предприятий — улучшатся, то мы всё сделали правильно. Если количественного и качественного роста не произойдёт… Что ж, возможно, какое-то подразделение не оправдывает себя, и это повод пересмотреть структуру заново.

Скажем так: департамент науки и инноваций сейчас работает в тестовом режиме.

Схема взаимодействия с площадками (в том числе, ПИ СФУ и ИЦМиМ СФУ) давно отработана — «на местах» мы сотрудничаем с директорами институтов, с заместителями директоров по научной деятельности, руководителями грантов. Сокращения штата тоже не произошло: штатные единицы переместились в рамках созданных отделов.

— Какое из подразделений нового департамента требует наиболее пристального внимания?

— На данный момент это Центр инновационного консалтинга (ЦИК) под руководством Л.А. ИЩЕНКО. Задачи, поставленные два года назад перед центром, не в полной мере реализованы. Надеюсь, что к окончанию 2012 г. удастся наладить процесс написания бизнес-планов, создания бизнес-предложений для внешних организаций, заинтересованных в сотрудничестве с СФУ для получения высокотехнологичной продукции. Основная задача ЦИК на данный момент — помочь научно-исследовательским коллективам университета создать такой научный и презентационный материал, который мог бы привлечь денежные инвестиции в малые предприятия с долей собственности СФУ.

Все мы понимаем, что наукоёмкие технологии предполагают не только собственно научную «начинку», но и грамотную «упаковку». Выступать в качестве «упаковщиков» инновационных разработок, учить принципам «упаковки» должны именно сотрудники ЦИК.

У нашего вуза налажены долговременные отношения с венчурными фондами, в том числе с Российской венчурной компанией — это, скажем так, усвоенный материал. А вот «success story» («история успеха») — по-прежнему сложное явление для вуза.

— Насколько мне известно, есть ещё одно «сложное» подразделение в новом департаменте — Центр коллективного пользования (ЦКП). Ждать ли нам позитивных изменений?

— Конечно, это одна из ключевых задач департамента. В данный момент мы стараемся наладить регулярное взаимодействие ЦКП со студентами и аспирантами, преподавателями, заинтересованными в научно-исследовательской деятельности. Прошло пять лет со времени масштабных закупок лабораторного оборудования и дорогостоящих приборов. Как вы понимаете — всё это изнашивается и устаревает из-за временного фактора. Директор ИНиГ СФУ Н.Н. ДОВЖЕНКО и заместитель директора ИНиГ по науке В.Н. ТВЕРДОХЛЕБОВ разрабатывают новую структуру ЦКП.

Кстати, эти же сотрудники возглавят направление ЦКП, связанное с хроматографическими методами анализа и химией нефти и газа. Блок микроскопических исследований возглавит директор ИИФиРЭ СФУ Г.С. ПАТРИН.

— Итак: ждём «историй успеха» научно-исследовательских коллективов СФУ, плодотворной работы студентов и аспирантов в лабораториях ЦКП и….?

— … и работы на результат. Вообще, нельзя обвинять университет в «не сыгравших» сценариях. Нам всего пять лет, и всё, что делается в научно-исследовательском секторе, делается осознанно и ответственно. Работать «для галочки» — нет у нас такого вектора!

Татьяна МОРДВИНОВА

Похожие материалы