Моя Барселона

Всегда стремлюсь провести лето с пользой. В этом году, считаю, оно прошло действительно удачно. С 19 по 26 июля был в Барселоне, где принял участие в Международной конференции по разностным уравнениям. Надо отметить, что это довольно крупное научное событие имеет богатую историю и проходит уже в 18-й раз. Удивляет и география предыдущих встреч: конференция проходила в Канаде, Латвии, Португалии, Турции, Германии, США, Чехии, Китае, Чили, Польше, Венгрии, на Тайване. Тематика конференции была весьма широкая и охватывала вопросы теории и приложений разностных уравнений и дискретных динамических систем, в том числе в экономике, биологии, экологии, а участники прибыли более чем из тридцати стран... Но пусть научные вопросы обсуждаются в стенах кафедр и научных лабораторий. Я же хочу рассказать о Барселоне — городе, который не оставит равнодушным любого, даже видавшего виды путешественника!

Первое ощущение — что оказался в латиноамериканском сериале, так как повсюду испанская речь. Возможно, и каталонская, так как Барселона является столицей Каталонии, но нетренированному уху отличить трудно. Не особо распространён английский. Но нет времени вникать в языковые нюансы, поскольку первое и единственное желание — добраться поскорее до отеля, принять душ и отправиться пить кофе с пудингом по-каталонски в близлежащее кафе! К счастью, автобус из аэропорта до площади Каталонии отходит каждые 15 минут, а там уж на метро до отеля добраться не составит труда. «Hola!» — так приветствуют всех гостей на стойке регистрации в отеле. Ещё не привыкнув к такому приветствию, отвечаю по-английски. Паспорт, номер брони, оплата по пластиковой карте — и ключи от номера в моих руках.

Удовольствие проживать в скромном и одновременно уютном одноместном номере отеля «Saint Pau» («Святой Павел») обходится в 93 евро в сутки. Есть телевизор, который почти не включал, большая кровать, телефон, кондиционер и бесплатный Интернет, но нет холодильника и утюга (в США и Таиланде холодильники были во всех отелях, где я останавливался). В качестве компенсации предлагают услуги прачечной: готовы постирать и погладить пару брюк «всего» за десять евро!

Шесть дней в Барселоне надо провести очень продуктивно, ведь три из них займёт международная конференция по математике. В первый день решаю дойти до самого известного творения Гауди, строящегося по сей день — собора Саграда Фамилия, который в обязательном порядке стремятся увидеть все приезжающие в Барселону, поприветствовать памятник Колумбу, великому испанцу, открывшему Америку…

Кратчайший путь к собору, согласно путеводителю, проходит по улице, названной в честь самого Антонио Гауди. Улица имеет две узкие полосы для автотранспорта и широкую центральную часть — для пешеходов и желающих посидеть на скамейках. Бросается в глаза большое число людей с ограниченными физическими возможностями, прогуливающихся здесь.

Очередь в собор Саграда Фамилия (или Собор Святого Семейства) растянулась на пару сотен метров, и выстоять в ней под палящим солнцем кажется нереальным. Поэтому ограничиваюсь осмотром собора снаружи. Никакой учебник, никакие интерактивные курсы и видеофильмы не способны передать те ощущения, которые возникают, когда стоишь у подножия собора, устремив взгляд к уходящим в небо куполам или глядя на изображающие библейские сюжеты скульптурные группы. Строительство собора до сей поры продолжается, свидетельством тому возвышающиеся над собором стрелы кранов, ограждения, знаки безопасности, леса.

Тут же рядом идёт бойкая торговля сувенирами, мороженым и питьевой водой. Покупаю самое необходимое в данный момент — бутылочку воды и шляпу для защиты от палящего солнца и теплового удара. А ещё всем туристам нужна сумочка, крепкая, которую можно повесить через плечо и из которой не так-то просто вытащить ценные вещи и документы! Следуя этому совету из прочитанного перед поездкой путеводителя, раскошеливаюсь ещё на десять евро.

Взгляд падает на указатель «Триумфальная арка», куда решаю непременно дойти вопреки задуманному маршруту. Замечу, что в отеле выдали подробную карту Барселоны с указанием достопримечательностей и туристических маршрутов, а названия улиц есть практически на каждом доме, поэтому проблем с определением местоположения и отыскания нужного адреса не было.

Триумфальная арка была построена из красного кирпича к Всемирной выставке 1888 года, именно это обстоятельство роднит её с Эйфелевой башней. Обращаюсь к прохожим с просьбой сделать несколько снимков, уж очень хочется попасть в кадр на её фоне. Фотография для посетителей моей странички в социальных сетях должна получиться весьма интересной.

Коллега из университета настойчиво советовала прогуляться по улице Ла Рамбла, именно туда я держал путь после сиесты — послеобеденного отдыха. Эта улица своей кипящей жизнью, палатками с сувенирами, художниками, готовыми написать ваш портрет или дружеский шарж, напоминает московский Арбат. А сколько впечатлений от фасадов расположенных вдоль улочки домов, ведь среди них не найти двух похожих! В конце Ла Рамбла вас ожидает сюрприз — скульптуры, среди которых можно увидеть как знаменитых людей, например, Галилео Галилея, так и популярные образы, например ковбоя. Сюрприз заключается в том, что если бросить монетки в стоящую рядом вазу, то скульптура, являющаяся тщательно загримированным актёром, оживает и начинает улыбаться вам или грозно-шутливо размахивать пистолетом.

Пройдя ещё немного по направлению к морю, можно увидеть памятник Христофору Колумбу, а также невероятной величины паромы, пришвартованные к берегу, из которых десятками выезжают огромные грузовики. Крики чаек, сотни мачт парусников, шум моря, огни торгового центра и силуэт памятника Колумбу отчётливо возникают, стоит лишь закрыть глаза и погрезить о прошедшем путешествии.

На второй день планов громадьё! В первой половине была задумка посетить бенедиктинский монастырь Монсеррат, расположенный на краю скалы на высоте 725 метров над уровнем моря в пятидесяти километрах к северо-западу от Барселоны. Но поездка заняла целый день. Ещё с вечера с помощью Google просчитал маршрут и все пересадки, это очень удобно, так как, вы не поверите, общественный транспорт ходит чётко по расписанию. К монастырю можно добраться двумя путями: по канатной дороге и на небольшой, как сказали бы в России, электричке. Наверх поднимаюсь по канатной дороге, билет стоит около шести евро, а сам подъём занимает не более десяти минут, но этого достаточно, чтобы заложило уши от быстрого набора высоты.

Оказалось, что от монастыря проложено несколько маршрутов, уходящих высоко в горы, хотя любой желающий может купить билет на один из фуникулёров: Санта Кова или Сант Жуан. Первый из них доставит вас к Святой Пещере, а второй — к скиту Святого Иоанна. Но и из монастыря Монсеррат открывается великолепный вид, хотя чётких фотографий у меня не получилось из-за небольшой дымки, возможно, вызванной пожарами в испанских лесах. Сам монастырь удивителен по красоте! Особенно поражают воображение возвышающиеся над ним скалы, по форме напоминающие скалу Перья в заповеднике «Столбы», но масштабами значительно её превосходящие и, как кажется, увенчанные белоснежными облаками, сочетание которых с лазурным небом создаёт незабываемый пейзаж. К слову сказать, отдельные скалы носят весьма занимательные имена: Мумия, Брюхо епископа, Хобот слона, Лошадь Бернарда.

Местом поклонения в монастыре является национальная святыня Каталонии — статуя Богоматери с младенцем на коленях. За свой цвет 95-сантиметровая статуя из чёрного тополя в золотых одеждах, найденная в Святой Пещере, получила название «Чёрная мадонна». Верующие ставят свечи в небольшие ниши — и сотни таких свечей в специальных разноцветных стаканах образуют необычайно пёструю сюрреалистическую мозаику.

Но и практически каждый уголок монастыря достоин внимания путешественника. На территории есть небольшой отель, видимо, для паломников или желающих остановиться здесь, пара ресторанчиков. Как узнал позднее, в здании собора есть специальная комната, куда возвращающиеся паломники приносят уже ненужные символы исполнившихся желаний, например: ортопедические изделия, свадебные платья.

В обратный путь решаю отправиться на небольшом поезде; он ходит довольно часто и довозит путешественников до ближайшей станции трамвая, на котором уже легко добраться до метро. Надо сказать, то ли в силу менталитета, то ли по причине неуверенного владения английским, каталонцы, в отличие, скажем, от американцев, менее общительны, и завязать разговор в общественном транспорте непросто. Поэтому когда сидящая напротив дама поздоровалась со всеми на испанский манер «Hola!», не смог удержаться и не спросить, откуда она. Так и оказалось: Ронни Элмор из Флориды. В Европе она проводит свой десятинедельный отпуск и уже побывала во многих городах, но в Барселоне решила задержаться, чтобы пойти на курсы испанского языка. По иронии судьбы, эти курсы проходили в том же здании, где должна была состояться наша конференция.

Тем для разговоров оказалось много. Узнаю, что ранее Ронни работала учительницей в школе, затем тьютором (занималась подготовкой учителей), а в настоящее время работает специалистом по мультимедийным технологиям. Со слов Ронни, кризис в Европе налицо, так как она, простая американская учительница, чувствовала себя здесь, как королева, могла позволить снимать довольно хорошие отели, питаться в хороших местах и ни в чём себе не отказывать. Тут же говорю ей, что в Таиланде, куда она тоже планирует поехать, она будет себя чувствовать вообще Рокфеллером. Многие её представления — типично американские: вера в великую американскую мечту, согласно которой, если много работать и иметь смекалку, можно добиться очень многого; неприятие всеобщего медицинского страхования, которое так настойчиво продвигает президент Барак Обама; готовность переехать в другой штат, если там есть хорошая работа.

Утро третьего дня в Барселоне было посвящено поискам мяса. Да, именно его, так как большинство блюд содержали совсем небольшие кусочки рыбы, мяса или морепродуктов. А организм просил хорошего куска бифштекса. После этого с новыми силами можно было отправляться на прогулку ещё по одной знаменитой улочке — Пассеч Де Грасия, к архитектурному облику которой также приложил руку великий Гауди. Интересно было увидеть Каса Батльо — дом, украшение фасада которого напоминает рыбью чешую, а балконы выполнены в форме головы рыбы: отчётливо видны большие круглые глаза и по-рыбьи недоумённый рот.

Если читатель далее захочет обвинить меня в почитании Гауди, он будет прав. Оправданием мне может служить тот бесспорный факт, что вклад мастера в архитектуру Барселоны поистине огромен. Вот и послеобеденная часть прогулки по Барселоне связана с ещё одним творением великого мастера — Парком Гуэль. Парк расположен в верхней части города, так что для более комфортного подъёма на пешеходных дорожках установлены эскалаторы. Но подробно осмотреть все достопримечательности в парке не получается, поджимает время — через пару часов должна начаться регистрация на конференцию.

Делаю шикарный фотоснимок со смотровой площадки, откуда как на ладони видно храм Саграда Фамилия, огромное яйцеобразной формы здание коммунальной службы, бесчисленные улочки, с такой высоты напоминающие узор калейдоскопа, а вдали — уходящая за горизонт полоска Средиземного моря. Красота!

Четвёртый, пятый и первая половина шестого дня посвящены обсуждению математических проблем, а вот на вторую половину шестого дня запланирована экскурсия для участников конференции. Первая часть предполагала поездку на винодельческое производство, где всем участникам показали основные этапы производства вина и покатали на мини-паровозике по подземным хранилищам, заставленным стеллажами с бутылками. Далее нас привезли в небольшой курортный городок Ситжес, расположенный на морском побережье.

Вот тут я пожалел, что так ни разу и не окунулся в море! Необычайной красоты пляж так и манил бросить участников экскурсии и отправиться на берег. Но побродив по узким тенистым улочкам Ситжеса, мы отправляемся в кафе отведать мидий с чёрным рисом и других не менее экзотических для сибиряков, но столь привычных для жителей этого городка деликатесов. Как ни странно, наш путь лежит мимо нудистского пляжа, который особо и не отделён от мест купания обычных отдыхающих…

Рано утром следующего дня нужно возвращаться в Москву, далее — в Ярославль на летнюю математическую школу, но это уже совсем другая история.

Александр ЛЯПИН, доцент Института математики

Похожие материалы