Лидер рейтинга — подполковник запаса

В минувшем году профессор Учебного военного центра ИВО СФУ, кандидат технических наук, доцент Валерий Николаевич ТЯПКИН оказался в числе первых по итогам рейтинга баллов для назначения единой стимулирующей надбавки в своём институте (профессор читает здесь курс «Радиолокационные системы»).

Рейтинг, как известно, складывается из нескольких пунктов, но главное — достижения научной деятельности: количество статей, опубликованных в изданиях с импакт-фактором, журналах ВАК; участие в научно-исследовательской работе, в опытно-конструкторских разработках, работа в диссертационных советах, подготовка аспирантов к защите диссертаций.

— Я не ставил своей целью набрать баллы, — говорит профессор В.Н. Тяпкин. — Просто именно в 2012 году наступил финальный этап подготовки моей докторской диссертации к защите. Пришлось много поработать и в плане публикации научных статей, и в плане участия в договорных опытно-конструкторских разработках.

Не один десяток лет я занимаюсь проблемой защиты радионавигационных систем от преднамеренных помех. Тема «всплыла», когда я ещё служил в армии, а затем учился в Харькове, в Военной инженерной радиотехнической академии им. маршала Говорова (и Красноярское высшее командное училище радиоэлектроники ПВО, и Военную инженерную академию В.Н. Тяпкин окончил с отличием, — прим. автора). Перейти в СФУ и заняться исследовательской деятельностью мне предложил директор Института военного обучения Евгений Николаевич ГАРИН и Владимир Иванович КОКОРИН, к сожалению, рано ушедший из жизни. Ему нужны были единомышленники, и с тех пор я работаю в группе, которой сейчас руководит кандидат технических наук Юрий Петрович САЛОМАТОВ.

— В каких именно журналах появились ваши публикации в ушедшем году?

— Четыре статьи разместил Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. РЕШЕТНЁВА, затем вышла статья в журнале «Успехи современной радиоэлектроники» (издательство «Радиотехника», г. Москва). Я инициировал выпуск специального номера этого журнала, посвящённого Красноярской радиотехнической школе (следующий, 6-й номер, который выйдет в июне 2013 года, будет посвящён «ИСС» имени академика М.Ф. Решетнёва»).
За 2012 год мне удалось опубликовать 9 статей в журналах ВАК. Другие публикации вышли в «Вестнике» Академии воздушно-космической обороны имени маршала ЖУКОВА.

Кроме того, за 2011-2012 год вышли четыре учебника с моим участием — с грифом Минобороны РФ для военных специальностей «Основы построения радиолокационных станций военно-воздушных сил радиотехнических войск», «Радиолокационные системы», «Радиолокационная станция П-18» и «Радиоавтоматика». Сейчас готовлю к изданию ещё два учебника.

— Говорят, получить гриф «учебник» — очень длительная и непростая процедура…

— Это действительно так: сначала в Москву отсылается учебная программа, там она рецензируется, устраняются недостатки. Год уходит только на оформление.

— Валерий Николаевич, какой из жизненных этапов кажется вам наиболее интересным?

— В первую очередь, учёба. Моими преподавателями были учёные с мировым именем: Яков Давыдович ШИРМАН, которого называют отцом русской радиолокации; лауреаты государственной премии полковник Юрий Николаевич СЕДЫШЕВ, генерал-майор Виктор Васильевич ФЕДИНИН, внёсшие огромный вклад в развитие радиолокации.

После окончания академии собирался поступить в адъюнктуру, но моим планам помешал распад Советского Союза. Чтобы остаться в академии, нужно было принять украинскую военную присягу. По моральным принципам я не мог этого сделать. Поэтому я и другие мои соотечественники вернулись в Россию. Работал преподавателем в Красноярском училище радиоэлектроники, был свидетелем его закрытия. Искренне жаль — наших выпускников с удовольствием брали в войска.

Вспоминается мне и служба на Новой Земле. Там в течение четырёх лет я командовал подразделением отдельной роты. Все продукты и грузы доставляли туда летом по воде. Зимой приходилось очень трудно. Раз в месяц прилетал вертолёт. На Новой Земле очень сильные ветра — скорость достигает 50 м/с.

В 80-е годы близ советской границы постоянно летали американские самолёты-разведчики: SR-71, RC-135. Приходилось сутками находиться на позиции, где стояла техника, следить за воздушным пространством.

В 30 км от нас находился полигон, на котором за 35 лет его существования было произведено 135 ядерных взрывов, в том числе самый мощный в истории термоядерный взрыв, сейсмические волны которого три раза обогнули Землю, а звуковая волна докатилась через 800 км до Диксона. Тундра в тех местах очень пострадала (она не допускает жестокого отношения…). По иронии судьбы, позже, когда произошла авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году, я опять же находился на службе в районе, близком к месту взрыва.

Всё время мне приходилось работать в радиотехнических батальонах, которые обеспечивали полёты истребительной авиации — очень напряжённое было время. Летом полёты начинались с 6 утра и продолжались до 2 часов ночи.

— Если сравнивать систему ПВО, скажем, 25 лет назад и сейчас?

— Инженерная наука сильно шагнула вперёд. Я считаю, надо укреплять нашу ПВО, оснащать подразделения компактными цифровыми станциями с более высокими боевыми возможностями. К сожалению, во многих местах ещё работает старый, но добротный парк. А новая техника потребует новых подходов, новой кадровой политики. Необходимо восстанавливать систему военного образования.

Мне, например, очень жаль, что так печально решилась участь Военно-воздушной академии имени Н.Е. ЖУКОВСКОГО (перевели из Москвы в Воронеж). Она создавалась в 1918 году, когда нищая Советская Россия считала, что без авиации не может быть будущего. Здесь работали учёные с мировым именем. А после перевода из столицы преподавательский состав распался, традиции безвозвратно утеряны. Чтобы Воронежу достичь уровня московской академии, нужны десятки лет. И это типичный процесс: в стране уже не осталось ни одного радиотехнического училища.

Фактически, только УВЦ СФУ готовит сейчас специалистов радиотехнического профиля для ВВС.

— Вы принимаете участие во многих опытно-конструкторских разработках, связанных в том числе со спутниковой навигацией. Часто ли приходится бывать в командировках?

— Как правило, раз в месяц. В 2012 году побывал на измерительных пунктах в Якутске, Улан-Удэ, в Нуреке. Кстати, поездка в Таджикистан — моя первая зарубежная командировка.

— Валерий Николаевич, многих ли аспирантов вы сегодня готовите к защите?

— Пятерых. Двое — в СФУ, двое — сотрудники «ИСС», ещё один — из СибГАУ.

Через год будет защищать кандидатскую диссертацию Иван ЛУБКИН, аспирант ИИФиРЭ. Мне кажется, именно Иван продолжит моё дело — он молодой, амбициозный, продвинутый. Главное — у парня есть желание работать.

Вера КИРИЧЕНКО

Похожие материалы