Летящая со скоростью мечты

Вам приходилось видеть мечтающих кукол? Причём помещённых в философски закрученный сюжет. Например, девочка мечтает о защитнике-драконе — сильном, красивом, добром и рисует этот образ мелом на асфальте. Ещё немного — и мечта осуществится. Дракон во всей красе уже стоит за её спиной и, понимая, что «его портрет» вот-вот смоет дождь, заботливо держит над маленькой рисовальщицей раскрытый зонтик. Ему хочется жить!…

Работа для доцента кафедры рисунка, живописи и скульптуры Института архитектуры и дизайна СФУ Елены Евгеньевны ВОТЯКОВОЙ — это всегда удовольствие, что бы она ни делала: картину маслом или роспись по батику, авторскую куклу или декорацию к театральному спектаклю…

— Что касается авторской куклы — тут разговор особый. Я на себя очень долго примеряла портрет героини Астрид ЛИНДГРЕН — Пеппи Длинныйчулок, — откровенничает Елена Евгеньевна, «усаживая» верхом на игрушечную лошадку миниатюрную куклу Пеппи. — Видите,

какая она снаружи хрупкая, весёлая, беззаботная, но в ней чувствуется сильный характер. Как и Длинныйчулок, я люблю играть без правил, стараюсь всегда защитить слабых. По характеру мы тоже похожи — обе весёлые, оптимистки.

Всё, что мы создаём, несёт в себе энергетику, смысл. Поэтому любую новую вещь я вынашиваю очень долго. Когда делаем коллективную композицию — я, как правило, подаю идею, а ребята её развивают, и у каждого из них своё видение. Студенческая работа «Дракон — ожившая легенда» (о ней шла речь выше — прим. авт.) победила на региональном фестивале молодых дарований. Недавно я посчитала: у моих дипломников более 17 побед на выставках и конкурсах разного уровня — от краевых до всероссийских. И это здорово! Значит, они уже влюблены в свою будущую профессию…

— В прошлом году на международном фестивале авторской куклы на тему «Ангелы в городе» ваша композиция «Ангел-хранитель» заняла первое место…

— Таинство рождения всегда происходит с помощью высших сил. Вот и у меня Ангел-хранитель предстаёт в образе женщины — великолепной, изящной, хрупкой. Очень осторожно, едва дыша, она держит на вытянутых руках младенца. До года ребёнок нуждается в особой защите, он слишком уязвим, поэтому мой ангел как бы говорит: «Ничего не бойся, не уроню, а надо будет — соломку подстелю…». Я использовала в работе тонкую нить, чтобы показать хрупкость, изящество — женщина-ангел наклоняется, встаёт перед ребёнком на колени — это ведь чудо…

— Кстати, другая ваша работа — «Кукла, летящая со скоростью мечты» — кое-кого мне очень напоминает…

— Нужно было отразить тему «неземные создания» — феи, эльфы и т.д. Я долго думала и вдруг увидела образ: девочка верхом на стрекозе (чем не летательный аппарат?!). Она летает, зависает около планет, исследует разные миры. Сама девочка космическая, изящная, и стрекоза ей подстать: стереоскопические глаза, функциональные крылья… Я натура любопытная, всегда хочется осваивать что-то новое.

— За вашими мечтами ещё и не поспеешь…

— Мне повезло — я получила уникальное образование! Окончила в своё время театрально-декорационное отделение Красноярского художественного училища им. В.И. Сурикова. В 18 лет уже работала в селе Шалинское Манского района художником народного театра. Вот там-то и попробовала себя в различных амплуа — и танцевала, и в спектаклях участвовала. Но самое главное, что ко мне прибегали дети из окрестных деревень и все очень хотели научиться рисовать. Очень нравилось с ними работать. Мы вместе ходили в лес, на речку, учились видеть красоту природы. В своё время такую наблюдательность привил нам в художественном училище известный живописец Валериан СЕРГИН. Кстати, мой дедушка, работая директором школы, был портретистом-самоучкой. Хорошо схватывал сходство. И я люблю портреты писать.

— Да, но зачем вы следом окончили ещё и минусинское училище культуры?

— Хотела стать режиссёром народного театра. Мне это нравится до сих пор! Сейчас активно сотрудничаю с молодёжным театром-студией «Шлагбаум». Помогаю с декорациями, бутафорией, костюмами. На базе этого театра наши студенты учатся расписывать большие пространства. Считаю, что все полученные мной знания востребованы в жизни. Режиссура, например, пригодилась в преподавании — я умею чувствовать коллектив, видеть распределение ролей и выстраивать мизансцены… (смеётся).

— Руководя изостудией и школой искусств Дома детского творчества в Октябрьском районе Красноярска, вы параллельно учились на дневном отделении Красноярской архитектурно-строительной академии...

— …и окончила её в 1997 году с красным дипломом. До сих пор удивляюсь: как всё успевала! Когда нравится то, чем занимаешься, то всё выходит легко и просто. Творчество спасает — это уникальное состояние души. Когда ты в этом потоке, то всегда молод.

— Видела ваши этюды, написанные маслом в Ергаках. Это же готовые картины, их в рамку — и на выставку! Как часто вы путешествуете?

— На Ергаки ходили с мужем. Он у меня спасатель — с ним хоть в огонь, хоть в воду! Мы и познакомились романтично — в пещере (я тогда увлекалась спелеологией). Но горы люблю больше — в нашем регионе побывала уже почти везде. На высоте птичьего полёта ощущаешь что-то неземное, как не на этой планете…

По Мане сплавляемся каждое лето — тоже этюды пишу. Довольно часто бываем за границей. Только что из Индии вернулись, оттуда я привезла много эскизов. Есть задумка создать серию декоративных работ на тему «Мои путешествия» и рассказать, какими глазами я увидела Германию, Францию, Норвегию, Италию, Испанию…

Муж поддерживает меня во всём, даже когда кукол делаю. Из него бы хороший конструктор получился — он помогает соединять разные элементы. Над кукольной композицией по мультфильму «9» режиссёра Шейна Экера в жанре ститчпанк работала вся наша семья. Сын, ему сейчас 17 лет, подсказал идею, как сделать подиум, чтобы глубже раскрыть тему «Жизнь после жизни». Он принёс и высыпал на стол: старую зубную щетку, разбитые очки, зубочистку, сломанные часы, авторучку, ржавые болтики-копейки… Я тут же все эти хохоряшки «пеплом» сверху присыпала, и получилось что надо! Работа отмечена дипломом на краевом фестивале.

— Вы макраме плетёте, батик великолепно расписываете, делаете коллажи из разных материалов, вышиваете, вяжете… Существует ли техника, которую ещё не освоили?

— Я хочу чувствовать материал руками, поэтому всегда мечтала научиться работать с глиной. Моя коллега Людмила Борисовна ГРИНЁВА делает глиняных кукол на шарнирах — это очень тонкое старинное ремесло, целое искусство — куклы получаются подвижными, игровыми. Мечтаю научиться расписывать готовые изделия глазурью. Если бы по-другому сложилась моя судьба, то поступила бы, наверное, в художественный институт, на керамику.

— А ещё?..

— Пишу сказки. Раньше, когда вела занятия с малышами в Доме творчества, придумывала им разные волшебные истории. Таких сказок набралось много, где-то с полсотни… Мечтаю их когда-нибудь издать, причём, со своими иллюстрациями. Выдуманные мной персонажи вдохновляют на создание новых авторских кукол.

— Как вас не угораздило ещё и в режиссёры пойти…

— Всё-таки художник во мне первым родился!

О.К. АМПИЛОГОВ, профессор кафедры рисунка, живописи и скульптуры:

— Елена Евгеньевна талантлива во всём: в творчестве, в преподавании. Очень ответственна и принципиальна, без оглядки отстаивает свою позицию. Отзывчивый, весёлый, жизнелюбивый человек. Она поражает нас каждый день: вечно придумывает какие-то чудеса, сюрпризы. Каждая встреча с ней — это праздник. У нас в институте даже примета такая есть: увидеть с утра Вотякову — значит, день пройдёт хорошо.