Врачевать города

Взгляд молодого специалиста на профессию и своё место в ней, на сложившуюся систему обучения древнему искусству предлагает старший преподаватель кафедры градостроительства ИАиД СФУ, архитектор Ирина Геннадьевна ФЕДЧЕНКО, окончившая вуз в 2008 году.

Начало

Как начиналась моя архитектурная жизнь? Однажды, когда я училась уже в 11 классе, в доме у сестры моей подруги увидела макет (она была студенткой архитектурного института). Что-то во мне ёкнуло, и я решила резко поменять свои жизненные планы: вместо экономического образования выбрала архитектурное. Тем более что мой отец — строитель, и я хорошо представляла, чем буду заниматься, мне всегда нравилось творчество. Ещё будучи абитуриенткой, я ощутила себя «своей среди своих», рядом были люди творческие, единомышленники. После поступления моя жизнь как бы раскололась на «до» и «после».

Учили нас 6 лет, как врачей, наверное, потому, что город — это тоже организм, разница лишь в том, что медики лечат человека, а люди нашей профессии врачуют города.

Поначалу мне казалось, что архитектор — сугубо творческая профессия, ведь студентам преподают и рисунок, и живопись, и историю искусств. Мне всё было интересно! В первые годы обучения мы только и делали, что творили, придумывали сногсшибательные проекты: дома на воде, города под землёй… Затем, уже на старших курсах, освоив фундаментальные знания, многие из нас пошли подрабатывать в мастерские, где мы столкнулись с реальным проектированием — с нормами, правилами. Здесь «наша» архитектура подверглась ограничениям — искусство должно было вписываться в рамки…

Работа с архитектурой мегаполиса требует не только узконаправленных знаний, это глубокая междисциплинарная область. И даже за 6 лет не всё успеваешь охватить… Поэтому мне захотелось продолжить обучение. Я поступила в аспирантуру, одновременно некоторое время работала в мастерской. Но надо было сделать выбор, и я его сделала в пользу науки и преподавания.

Конкуренция и взаимопомощь

Почему всё-таки было интересно учиться? Мы конкурировали в каждом проекте, сравнивали, кто и где себя лучше выразил.. Но это была приятная, добрая конкуренция, не денежная… Ночами не спишь перед сдачей проекта, пытаешься сделать лучше, чтобы он понравился и себе, и друзьям, и преподавателям…Утром с подрамником метр на метр плюс макет едешь в автобусе до университета, бежишь защищать проект, выслушиваешь критику преподавателей, иногда добрую, и испытываешь прекрасное чувство удовлетворения от работы! Всегда нравилась церемония защиты проектов, это как небольшой праздник.

Помимо творческих дисциплин нам преподавали геодезию, сопромат, математику и многое другое. Не всем они легко давались. Но у нас в группе всегда находились студенты, сильные в той или иной области, и они проводили ликбез для остальных, мы учились друг у друга. В нашей группе было очень развито чувство «братства».

Преподаватель И.А. УДИНА со студентами

Преподаватель И.А. УДИНА со студентами

Поступая, я думала, что архитектор — это сугубо индивидуальная профессия: сидит человек в своей мастерской, колдует в тишине над чертежом… Оказывается, всё с точностью до наоборот — это коллективная работа в команде. Чувство локтя ещё в студенчестве мне хорошо привилось. Для меня однокурсники — это вторая семья, друзья на всю жизнь…

Практика и традиции

Каждое лето у нас проходили выездные прак­тики, а это хорошая школа жизни. Совместные поездки сплачивают студентов друг с другом и с преподавателями. Мы ездили и в Енисейск, и по городам «Золотого кольца» России, посмотрели архитектуру европейских городов. Некоторые успели поучиться за рубежом. Учёба «без границ», мне кажется, выгодно отличала нас от предшествующих поколений студентов, у нас всё-таки больше было возможностей почувствовать себя в мировом контексте. И, стоит заметить, чувствовали себя вполне на уровне!

Мне очень жаль, что сейчас исчезли некоторые традиции. Например, раньше в общежитии № 1 работала творческая мастерская, куда студенты могли прийти в любое время суток. Потом комнату передали под другие цели. И ещё. Будучи старшекурсниками, мы основали объединение «Лаборатория архитектуры и дизайна»— сокращённо «ЛАД». По вечерам мы с ребятами собирались раз в неделю и проводили неформальные занятия с младшекурсниками, читали лекции друг другу, организовывали выставки, обсуждали новые проекты, занимались макетированием в игровой форме…Теперь этого нет.

Однако лет 5 назад появилась новая традиция: ежегодно в июле мы выезжаем на природу, в палаточный лагерь, на «Архваренье» – архитектурный студенческий слёт. Под открытым небом творим: создаём из дерева различные композиции…

АРХваренье-2010.

АРХваренье-2010.

Новые грани

С позиции педагога мне открылись новые грани. Теперь всегда говорю студентам — будьте голодными к информации, ничего не пропускайте мимо ушей. Но ребята не хотят идти в библиотеку, мол, в Интернете всё можно найти. Не всё! Там нет специальной литературы. Да и эффект обучения от книг всё же иной…

Будучи преподавателем, я понимаю, что всему своё время: есть определённый период, когда ты должен научиться, а уж потом апробировать свои знания.

Когда я училась, мне лично не хватало научного творчества, хотя мы участвовали в разного рода конференциях. Сейчас я уверена: в любом проекте должен быть научный подход, будь-то новая лестница или остановка общественного транспорта. И студентам советую: нужно уметь любой проект подать с аналитической стороны, уметь обобщать и выявлять главное.

Сейчас на кафедре градостроительства, где я работаю, проводятся студенческие лектории. Мы собираемся раз в семестр на неформальное собрание, и каждый студент и преподаватель по любой теме могут высказаться.

С течением времени мир становится мобильнее. К нам в институт всё чаще приезжают иностранные профессора. Много интересного можно почерпнуть в Доме архитектора, там читают лекции российские мэтры архитектуры. Это дополнительный «вес» к саквояжу знаний каждого студента.

Амбициозные задачи

Когда я была студенткой, мы, в основном, отрабатывали проекты на «пустом» месте, как будто новый город строили. Это раскрепощало наши мысли.

А теперь настал час, когда новые города уже не строим, а лечим существующие. Вот почему нынешние проекты наших студентов больше направлены на «лечение болезней» реального города, на его реконструкцию, на решение множества проблем: транспортной, экологической, социальной и т.д.

Мой совет будущим архитекторам и градостроителям: ставить перед собой амбициозные задачи, быть неравнодушным к делу, стремиться к лучшему результату.

Сейчас в университете большой процент времени отводится на самообразование, на самостоятельную работу. Эти часы надо правильно использовать, много работать над собой. Усилия не пропадут даром.

Записала Вера КИРИЧЕНКО

Похожие материалы