Летопись прерванных полётов

Помню, как моя бабушка, жившая в Саянском районе, рассказывала, что в годы войны и днём и ночью в небе над деревней слышался жуткий гул. «Самолётов мы не видели, но было очень страшно, земля гудела, стёкла в окнах звенели», — вспоминала баба Шура. Тогда я думала, что она — большая выдумщица. Откуда было взяться военным самолётам в глубоком тылу? Тем не менее…

Вот одна очень показательная история, сохранившаяся в архивном описании. Трагедия случилась 70 лет назад, 28-го марта 1943 года. Самолёт Douglas A-20 Boston, ведомый младшим лейтенантом Николаем РАЗУМНЫМ (в составе экипажа — штурман старший сержант Борис ОСОКИН из Ярославской области, стрелок-радист старшина Макар ЕВТЕНКО из Полтавской области, авиамеханик младший сержант Николай ВАСИЛЬЕВ из Удмуртской АССР), отрабатывал технику пилотирования. При производстве боевых разворотов, выходя из правого виража, потерял скорость и сорвался в штопор. При выводе из штопора из-за нехватки высоты бомбардировщик врезался в землю под углом 50-60. Место гибели — около деревни Старцево, в 15 км севернее аэродрома Красноярск. Самолёт сгорел, экипаж погиб.

...Вот уже несколько лет учащиеся 11-го красноярского лицея во главе с руководителем школьного музея Ольгой ПОДБОРСКОЙ и подполковником запаса Вячеславом ФИЛИППОВЫМ ведут поиск — выясняют места авиакатастроф времён Великой Отечественной войны в Красноярском крае, чтобы узнать имена членов экипажей, установить, где возможно, памятные знаки и предать прах погибших земле. Фронт работы обширный: именно через Красноярск в годы Великой Отечественной войны проходила воздушная трасса, по которой перегоняли на фронт американские самолёты.

Рассказывает Вячеслав Викторович Филиппов.

— На сегодняшний день максимальная информация, которую я смог извлечь из архивов (достоверность оцениваю практически в 99%), — 59 катастроф военных самолётов с 1942 по 1945 годы в Красноярском крае, 119 лётчиков погибло. Перегон от Аляски до Красноярска прошло свыше 8 тысяч самолётов. Первый памятный знак погибшим лётчикам мы уже установили в районе станции Крючково. Я не раз рассказывал историю про то, как в 70-е годы в музей авиации 92-й школы, где я тогда учился, пришла пожилая женщина и сказала, что у неё возле дачи лежат обломки иностранного самолёта. Мы сначала засомневались: как под Красноярском такое могло случиться? Но всё же решили проверить: поехали к ней на дачу и нашли обломки бомбардировщика Douglas A-20 Boston (катастрофа произошла 27 мая 1943 года, командир эскадрильи 242-го бомбардировочного авиаполка Пётр СТЕПАНОВ).

Тема перегона самолётов по ленд-лизу была много лет закрытой даже для исследователей. Только в 90-е годы рассекретили архивы, и то далеко не все. Тема политизирована, потому что с Америкой то дружим, то нет. Многие моменты замалчиваются — я это понял, когда лично пообщался с участниками тех событий. Сведения из школьных учебников никак не вязались с рассказами ветеранов.

СПРАВКА
Политическое решение о создании воздушной трассы Аляска–Сибирь с конечным пунктом в Красноярске было принято 9 октября 1941 года совершенно секретным постановлением Государственного комитета обороны СССР.

Красноярск как конечная точка маршрута, связавшего США и СССР, был выбран неслучайно. К началу 1940-х годов пилотами Енисейской авиагруппы Главного управления Северного морского пути совершались успешные длительные перелёты в арктических условиях протяжённостью до 2000 километров. На север Красноярского края доставлялись и грузы, и пассажиры. Работали диспетчеры и метеорологи. Определённый опыт для открытия и эксплуатации трассы к этому времени был накоплен.

Мне эта тема запала глубоко в душу. Когда после службы в 1995 году я вернулся в Красноярск, как раз вышла книга «Небо без границ», где, пожалуй, впервые очень чётко прозвучала тема перегона самолётов. Меня по-человечески зацепило, тем более сам авиатор… Я очень плотно стал заниматься московскими архивами, вскоре появились единомышленники. Оказалось, что катастрофа не одна: самолёты разбивались при перегоне, при взлёте и посадке. И причины разные: лётчик мог устать, двигатель отказал, молния ударила и прочее. Кроме того, на Красноярской трассе всегда была ужасная погода: летом — туманы, лесные пожары; зимой — снегопады, метели. Сказывалось и несовершенство тогдашней радиосвязи, и короткий период переучивания — 2,5–3 месяца. Самолёты тоже были далёкими от совершенства.

В краевом центре стоял учебный авиационный полк, и здесь находился базовый аэродром для переучивания фронтовиков на новую технику. Сюда с фронта целыми полками отзывали личный состав, который должен был получить американские самолёты, научиться на них летать и своим ходом гнать их на запад. То есть чтобы попасть на фронт, самолёт из Америки проходил расстояние почти 12 тысяч км через территорию СССР.

Красноярский аэродром в годы войны находился в черте города, в месте, где сейчас вырос микрорайон «Взлётка». Много катастроф случилось именно в этом районе и западнее. Происходили катастрофы и в зоне учебных полётов: Снежница, Зеледеево, Крючково (юго-западнее Красноярска). По каждой катастрофе проводилось расследование, на место выезжала комиссия, но во многих актах значатся сведения: «экипаж сгорел вместе с самолётом», т.е. хоронить некого.

Могу с удовлетворением сказать, что сегодня по каждой катастрофе мне известно: когда произошла, где, кто погиб, каковы обстоятельства гибели.

Об этом я написал в книге «Красноярская воздушная трасса», которая вышла в 2012 г.

Все сведения взяты мной из архивных источников. Но ни в одном из этих источников нет чёткой привязки к месту удара самолёта. Что нам помогло в поиске? Ещё живы очевидцы катастроф, красноярцы, которые в годы войны были детьми. Они откликаются. Как правило, помогают охотники. Сейчас планируем связаться с двумя из них, они хотят показать место катастрофы в лесу, в районе Снежницы. Обычно комиссии по расследованию катастроф увозили с места ЧП ценное оборудование, приборы. Однозначно увозилось то, что падало в черте аэродрома или рядом с ним. А если в лесу, то есть шанс что-то найти.

Очень много катастроф, где неизвестны места захоронения — уже нет свидетелей, в архиве ничего не записано. Например, зафиксировано: лётчики похоронены в Красноярске. Но где? У нас 4 кладбища, и ни на одном нет учёта захоронений до 70-х годов. Всё, что было раньше, покрыто мраком, документы утеряны, сожжены и т.д.

На Троицком кладбище существует братское захоронение лётчиков-перегонщиков. На этом месте в прошлом году мы сделали единый мемориал всем пилотам, погибшим во время Великой Отечественной войны в Красноярском крае. Установлены плиты с фамилиями и датами гибели тех экипажей, чьи места захоронений нам неизвестны. Но поиск продолжаем, и если вдруг обнаружим не захороненные останки в местах катастроф, то предадим их земле там же, на мемориале, но с указанием конкретных сведений. В самом здании мемориала хранится книга памяти по лётным экипажам, погибшим в годы войны. Из-за секретности родственникам погибших не сообщались обстоятельства гибели. К примеру, писали: погиб при исполнении служебных обязанностей 20 мая 1943 года. И всё. Среди погибших — люди разных национальностей, представители многих советских республик.

Есть у меня соратник, Владимир Васильевич ЧЕРНИКОВ, — бывший офицер, подполковник в отставке (в своё время занимался велоклубом «Грязные носороги», увлечён горным туризмом). Именно он инициатор установки памятного знака в местах катастроф, а выглядит знак так: прямоугольная металлическая стойка и фигура, похожая на оригами. Если сверху смотришь — стилизованная звезда, а сбоку — самолёт. Лазером на таблице вырезана краткая информация об экипаже и обстоятельствах гибели. Таких знаков изготовлено восемь, один, как я уже говорил, установлен в районе станции Крючково, другие планируем в мае и сентябре-октябре 2013 г. установить в черте города и его окрестностях.

В ближайшее время отметим знаком место гибели гвардии лейтенанта Н.Н. СЕРГЕЕВА в Свердловском районе Красноярска. Катастрофа самолёта Р-39 «Аэрокобра» произошла 28 ноября 1943 года. Николай Николаевич погиб при выполнении перелёта из Красноярска на фронт: после взлёта из-за отказа двигателя самолёт сорвался в штопор и врезался в правый берег Енисея в одном километре севернее станции «Енисей» ближе к железнодорожному мосту. Место установки — район улицы Судостроительной. Появится знак и в Центральном районе — на острове восточнее железнодорожного моста через Енисей в районе ул. Дубровинского (катастрофа самолёта А-20В произошла 29 апреля 1943 г., погибли: старшие сержанты Ю.В. СУХАНОВ, С.Н. РОДИН, Г.А. АКИМЕНКО и сержант В.М. ЧИЖИК).

В поиске нам по-прежнему активно помогают школьники, подключились учащиеся школ № 24, 148. Результатов за это время много: поднят из болота самолёт вместе с экипажем в Ирбейском районе (летчики захоронены); обнаружены места катастроф в Зеленогорске, Железногорске, за Кускуном.

Пока исследовал эту тему, с удивлением обнаружил, что люди, которые за перегоны награждались боевыми орденами (у некоторых даже по 2-3 награды), до 90-х годов не считались участниками Великой Отечественной войны. Якобы из-за того, что работали не на фронте, а в тылу. И только когда тема перестала быть секретной, под давлением общественности, немногим оставшимся в живых лётчикам присвоен этот статус.

С февраля нынешнего года я работаю в Институте военного обучения СФУ, наде­юсь, что теперь и студенты включатся в поисковую, исследовательскую работу. Даже известные уже нам истории катастроф таят в себе немало загадок, противоречий. Над этим надо работать. Кроме того, по Красноярской воздушной трассе помимо американских самолётов перегоняли советские бомбардировщики с авиазаводов Иркутска и Комсомольска-на-Амуре, и катастрофы тоже случались. Это отдельная тема для будущих исследований. Красноярцы могли бы помочь информацией поисковым отрядам Иркутской области и Якутии.

Кстати, официально трасса носила название не Аляска-Сибирь (как сейчас все говорят), а Красноярская воздушная трасса, потому что нигде в округе таких мощных аэродромов, как в городе на Енисее, просто не было. Этим можно гордиться.

Вера КИРИЧЕНКО

P.S. Сейчас В.В. Филиппов готовит биографический справочник «Соколы с берегов Енисея» — о красноярцах, которые воевали в авиации (в личном архиве подполковника — более тысячи биографий и фотографий). Об этих людях пока нигде ничего не написано, а судьбы там — одна интереснее другой…

Похожие материалы