Географическое «завтра» начинается в СФУ

Учёный совет СФУ 27 мая принял решение об открытии кафедры географии на базе Института экономики, управления и природопользования. Отделение экологии и природопользования переименовано в отделение экологии и географии. Этому событию предшествовала напряжённая работа университета, связанная с получением лицензии на право ведения образовательной деятельности по программе бакалавриата «География». Инициативу руководства университета поддержало Русское географическое общество (РГО) и его Красноярское отделение.

География является наукой комплексной. Её основная часть — учение о территориальных комплексах (ландшафтах, геосистемах), которые в своей совокупности образуют гео­графическую оболочку Земли и одновременно являются средой обитания человека, ресурсной базой его жизнеобеспечения и жизнедеятельности в пределах любой страны и отдельного региона. Поэтому подготовка бакалавров-географов в университете будет осуществляться по трём профилям: «Физическая география и ландшафтоведение»; «Экономическая, социальная и политическая география»; «Рекреационная география и туризм». Под новую специальность выделено 25 бюджетных мест.

Открытие кафедры географии совпало с важным событием — в 2013 году отмечается 50-летие университетского образования в г. Красноярске. Нельзя сказать, что география в нашем крае не преподавалась вообще. Например, кафедра физической географии Красноярского педагогического университета отметила в 2012 году своё 75-летие. Однако цели и задачи классической и педагогической географии различны. Педагогический вуз готовит школьных учителей географии. Подготовка исследователей-географов имеет свою специфику и базируется на фундаментальных знаниях основ географических наук с обязательным владением ГИС-технологиями. Ни одна из наук, кроме географии, не позволяет одновременно территориально, комплексно, конкретно и глобально рассматривать природные и социальные процессы, происходящие в современном быстро изменяющемся мире.

Открытие кафедры географии позволит нашему университету продолжить лучшие традиции европейских и американских университетов, когда первыми факультетами при их открытии, наряду с другими, были географические.

В обустройстве Экологической тропы на Столбах (открытой по инициативе Красноярского краевого отделения Русского географического общества)  самое активное участие приняли  и студенты СФУ

В обустройстве Экологической тропы на Столбах (открытой по инициативе Красноярского краевого отделения Русского географического общества) самое активное участие приняли и студенты СФУ

Географическая наука в России всегда была востребована, особенно в советское время (1917-1997 годы). Географическому образованию населения и подготовке кафедр уделялось серьёзное внимание. В этот период в 1918 году в Санкт-Петербурге был создан первый в мире Географический институт как учебное и научно-исследовательское учреждение (в 1925 году он вошёл в качестве факультета в состав Санкт-Петербургского университета). В 1919 году был образован Государственный гидрологический институт, несколько позднее, в 1925 году — Почвенный институт им. В.В. Докучаева и Институт по изучению Севера, в 1936 году Институт географии АН, в 1938 году — географический факультет Московского университета.

В советский период были проведены и многочисленные экспедиционные исследования, значительно увеличившие географическую информацию и способствующие формированию научных школ, имеющих широкое признание в отечественной и мировой науке. Всем известны физико-географическая (ландшафтная школа) Л.С. Берга и А.А. Борзова; географо-геохимическая школа В.И. Вернадского — Б.Б. Полынова; ландшафтно-геофизическая школа А.А. Гри­­горьева; экономико-географическая школа Н.Н. Баранского — Н.Н. Колосовского и др. Были созданы и развивались учения о географических зонах, биосфере, географической оболочке. Особо следует выделить концепцию «сквозных методов», предложенную К.К. Марковым, суть которой заключалась в том, что сравнительно-описательный, геофизический, геохимический, палеогеографический (ис­тори­ческий), математический и картографический методы применимы ко всем компонентам географической оболочки, закрепляя целостность её изучения. Не следует забывать, что благодаря работам И.П. Герасимова, А.А. Григорьева и др. были разработаны основы учения об охране окружающей среды. Большой вклад в развитие географической науки внесли М.И. Будыко, М.И. Львович, А.А. Перельман, М.А. Гла­зовская, Г.Д. Рихтер, С.В. Колесник, С.П. Суслов, Н.А. Солнцев, Н.А. Гвоздец­кий, А.Г. Исаченко. География имеет славное прошлое, но и проблемы, которые предстоит решать современному поколению, не менее значительны.

Развитие географической науки в Красноярском крае сегодня — насущная необходимость. Красноярский край является территорией с широким спектром природных зон Северного полушария Земли — от полярных пустынь на островах Северного Ледовитого океана до полупустынь внутриконтинентальных районов. Огромные площади принадлежат зонам тундр, тайги, а также лесостепным и степным ландшафтам. Столь большие различия в природных условиях не могли не отразиться на всей истории хозяйственного освоения и развития территории нашего региона и на разнообразии современной деятельности её населения.

Фото секции спортивного туризма СФУ

Фото секции спортивного туризма СФУ

Любое решение, принимаемое в хозяйственно-экономической сфере на такой огромной территории, как Красноярский край, несомненно, должно соответствовать природно-географическим особенностям каждого его региона, естественным ресурсам и современному состоянию окружающей природной среды. В этом смысле огромное значение приобретает как изучение пространственно-временных закономерностей формирования комплекса природных условий, так и создание комплексных географических характеристик отдельных районов края.

На практике. Студенты, аспиранты и преподаватели кафедры эволюционного ландшафтоведения и исторической экологии в приустьевой части р. Бобровка

На практике. Студенты, аспиранты и преподаватели кафедры эволюционного ландшафтоведения и исторической экологии в приустьевой части р. Бобровка

О перспективах становления географического образования в университете мы говорим с ректором СФУ академиком РАН Евгением Александровичем ВАГАНОВЫМ и доктором географических наук, профессором кафедры экологии и природопользования Института экономики, управления и природопользования Галиной Юрьевной ЯМСКИХ.

— Евгений Александрович, создание кафедры с нуля — дело нелёгкое. Что уже сделано в этом направлении?

— Развитие географической науки в нашем университете должно соответствовать уровню мировых стандартов. Нами был
изучен опыт преподавания географических дисциплин в лучших университетах Европы и США. Формирование основных образовательных программ осуществлялось с учётом государственных образовательных стандартов и достижений в преподавании географии зарубежных университетов.

— Как решается вопрос с преподавательскими кадрами для новой кафедры?

— Кадры есть как в Красноярске, так и за его пределами. Мы имеем возможность приглашать ведущих географов страны на чтение коротких курсов; уже изъявили желание приехать преподаватели из Москвы, Санкт-Петербурга, Барнаула, Тюмени, Томска и других городов России.

— Сформирован ли библиотечный фонд для будущих студентов-географов и учебно-методическая база?

— Большую помощь в обеспечении вуза методической литературой оказывает Русское географическое общество. Кафедра географии и библиотека СФУ получили грант — 1 млн рублей, рассчитанный на два года. В этом году на приобретение учебной и методической литературы по географии уже получено полмиллиона рублей.

Из Санкт-Петербурга, по инициативе РГО и вдовы доктора географических наук Соломона Борисовича СЛЕВИЧА, отправлена в дар нашему университету прекрасная личная библиотека, состоящая из более чем 1300 томов.

В создании учебно-методической базы нам также оказывают активное содействие ОАО «НК Роснефть», Институт леса им. В.Н. Сукачёва СО РАН, Государственные природные заповедники «Саяно-Шушенский», «Столбы», «Хакасский» и другие организации.

— Галина Юрьевна, смогут ли выпускники новой кафедры в будущем гарантированно трудоустроиться?

— Прежде чем начинать работу по созданию кафедры, мы обратились в те организации, где географы могли бы найти себе будущее место работы. Очень активно откликнулись на наши письма Краевой комитет по молодёжной политике и туризму, Дирекция по особо охраняемым территориям, Красноярское отделение СО РАН, геологические экспедиции, туристические фирмы.

И ещё: во время поездки на конференцию Ассоциации американских географов я узнала, что там есть должность — главный гео­граф Госдепартамента США. Быть может в недалёком будущем и в нашей стране появится такая должность, и наши студенты будут достойны её занять.

— Что такое география сегодня, когда эпоха «географических открытий» закончилась? И кто такой «географ»?

— Толковать географию только как науку, связанную с географическими открытиями, и сто лет назад было нельзя. Многочисленные географические экспедиционные исследования дали возможность понять, где мы живём и чем мы владеем. Сегодня задача состоит в том, как нам сохранить природную среду и обеспечить комфортное существование человека. Как жить и развиваться в многополярном мире?
Кратко можно сказать, что географ сегодня — это высокообразованный специалист, имеющий хорошую подготовку в области естественных и гуманитарных наук, владеющий ГИС-технологиями и знанием иностранных языков.

— Есть мнение, что государству интересна география Сибири постольку, поскольку интересны месторождения…

— О месторождениях в Сибири и Красноярском крае знают многое и знают давно. Наверное, край более интересен с точки зрения использования его территории как рекреационного ресурса — здесь необходимо развивать внутренний и въездной туризм. Однако у нас до сих пор нет даже нормального географического атласа Красноярского края, нет серьёзной и толковой научно-популярной литературы о крае.

— Евгений Александрович, как вы считаете, по какому маршруту в идеале должен пройти каждый красноярец? А каждый иностранец — что ему нужно показать или что он должен испытать, попав в Сибирь?

— Путешествие по Енисею — одно из самых впечатляющих, которое показывает, насколько разнообразна природа нашего края, какие люди его населяют, как они обустраивают свою жизнь и как взаимодействуют с природой. А для иностранцев есть много интересных мест, но эти места должны быть обеспечены очень толковой информацией, достаточно комфортными условиями для временного проживания, хорошо налаженными транспортными связями и т.д. В этом направлении в крае надо работать и работать, и во многом это работа для профессиональных географов.

— И напоследок. Галина Юрьевна, какую оценку по географии вы бы поставили со­временному среднестатистическому школьнику — будущему студенту?

— У ребят есть интерес к географии, но знаний недостаточно. Они мало читают, чего-то недополучают в школе. Поэтому я бы поставила… троечку. Но пусть не боятся и поступают к нам, мы знаем, как и чему их научить, а применение своим знаниям они обязательно найдут.

Соб. инф.

Похожие материалы