Фестиваль науки: мы это сделали!

Так уж вышло, что в пятницу 11 октября сразу несколько событий произошло впервые: дороги покрыл первый снег — предвестник наступающих холодов, Сибирский федеральный университет присоединился к празднованию Всероссийского фестиваля науки. А на четвёртом этаже общежития № 22 открылся первый в Красноярском крае Музей науки и инноваций. Расскажу, как выглядели некоторые моменты фестиваля «изнутри».

10 октября, четверг: «Почему я не школьник?»

…Вечер, рабочий день уже десять минут как закончился, но сотрудники Научно-образовательного центра молодых учёных не спешат по домам. Просторный холл, переливающийся оранжево-серым, ничем не напоминает офисное пространство: повсюду расставлены прибывшие из мастерских иркутского музея занимательных наук «Экспериментарий» экспонаты. Назвать их экспонатами в привычном смысле слова язык не поворачивается. Это приборы, демонстрирующие базовые законы механики, оптики, действие волновых явлений. Каждый прибор снабжён короткой доходчивой инструкцией: какое явление представляет, как действовать, чтобы получить результат. Действовать — значит нажимать на разноцветные кнопки, выясняя скорость реакции; перетягивать канат на пару с приятелем; сдвигать зеркальные створки, «дробящие» под углом отражение лица; прикладывать ладони к пластинам «Детектора лжи и страха». А ещё — шептать первые пришедшие на ум слова в фокус параболического отражателя и узнавать (с восторгом и секундным неверием!), что твой друг, приложивший ухо к фокусу парной антенны, отчётливо слышит тебя на расстоянии 20 метров. Идея музея проста и гениальна: экспериментировать и познавать окружающий мир играя.

Мы придирчиво изучаем столы, приготовленные для мастер-классов по биологии, экологии и занимательной физике, ровняем и без того безупречные ряды чёрных и белых стульев, пересчитываем сувениры, приготовленные для первых посетителей.

«А я бы, наверное, лучше знала физику в школе, если бы у нас был такой музей», — говорю между делом, собирая при помощи круглого магнита «цветы» из повинующихся магнитных опилок. Коллеги — взрослые, в общем-то, люди — соглашаются, азартно раскручивая в четыре руки роторный гироскоп, с детства известный каждому как обычное велосипедное колесо…

11 октября, пятница: почему «роза» рифмуется с «морозом»

«Они приехали!» — несётся от наблюдательного пункта у окна. Спускаемся на первый этаж, вливаемся в пёстрый галдящий поток пятиклассников — учащихся гимназии №1 «Универс», отправляем их наверх в компании педагогов. Сопровождаю в лифте одиннадцатилетнего Колю — любителя погонять на квадроцикле. Парень крепко сжимает костыли и деловито сообщает, что упал не сильно, а музей пропускать не хотелось бы…

В холле уже собрались журналисты, операторы, гости мероприятия. Дети занимают свои места, и начинается особенное, научное волшебство.
Студенты и аспиранты СФУ Иван ТИМОФЕЕНКО, Лев КАМИНСКИЙ и Павел ПАНКИН — организаторы эксперимент-шоу «Эврикум» — удивляют юных зрителей театром зрелищных экспериментов. Гимназисты шумно приветствуют «взрыв» наполненного водородом шара, встретившегося с огнём, вскакивают и наперебой тянут руки к мячу, балансирующему на струе воздуха из специальной воздушной пушки, и, естественно, ловят осколки заледеневшего под действием азота и разбитого резиновым молотком банана, наперекор увещеваниям команды «Эврикума». Через минуту «ледяной» опыт повторяют для женской части аудитории: к столу лихих экспериментаторов выходит девочка с длинной льняной косой, под руководством Ивана она опускает в эффектно дымящийся жидкий азот розу, которая ещё час назад красовалась в цветочном павильоне, и разбивает её — остекленевшую от контакта с газом, кипящим при температуре -195,75°C, вдребезги.

«…Это новый эффективный сорбент, можете взять себе немного… только не дуйте на него, он очень лёгкий», — доносится от стола, где идёт мастер-класс «Умный сор-бент». Мальчишки и девчонки, собравшиеся вокруг магистранта Политехнического института СФУ Ольги ЧИЖЕВСКОЙ, сосредоточенно бросают пушистые белые комки в пластиковые стаканы с водой, загрязнённой отработанным машинным маслом. Им круто, они никогда не делали так на школьных занятиях. А в другом конце зала можно собственноручно раздавить ягоды брусники и выделить при помощи «буфера» из дешёвого шампуня, соли и спирта загадочную субстанцию ДНК. Или полюбоваться на рачков-дафний благодаря электронному микроскопу.

Проходит полчаса, и сотрудники НОЦ МУ завершают открытие, подпустив напоследок дыма из прибора, производящего дымовые кольца. Первые посетители Музея науки и инноваций уезжают домой. Приборы смотрятся сиротливо без окружающей их ребятни. На полу — мятые розовые лепестки и бутылки от газировки. Кто-то забыл баночку фруктового желе возле «Лестницы Иакова». Мы надеемся увидеть новых знакомых вновь, скажем, во время зимних каникул.

Завершающий аккорд: «Конфликтуйте на здоровье!»

Фестиваль — это в том числе экскурсии и мастер-классы во всех корпусах СФУ, осмотреть всё и поучаствовать в каждом событии просто нереально. Мы узнаём «сводки новостей» от волонтёров: «К нам пришли три школы… мы уже раздали сувениры». Радисты, литейщики, оптики и математики погружают школьников в свои профессиональные знания сразу на девяти площадках.

Удивительный день завершается праздничным заседанием «Научного кафе». У нас в гостях доктор психологических наук, профессор кафедры управления человеческими ресурсами Института экономики, управления и природопользования СФУ, специалист в области конфликтологии Борис Иосифович ХАСАН. Учащиеся гимназии № 7 следят за слайдами презентации и учатся распознавать, что есть конструктивный конфликт, а что — обычная ссора; студенты Инженерно-строительного института, аспиранты-биологи, учителя задают вопросы лектору: «Можно ли спровоцировать конфликт прямо здесь, среди уютных белых диванов и тарелок со сладостями?», «Кто объективирует конфликт, помогая его разрешить?», «Сколько в каждом из нас спрятано личностей?».

Борис Иосифович не успевает ответить на все реплики — время играет против нас, выстраивая собственную конфликтную ситуацию, рождая противоречие между желаниями и возможностями. Мы договариваемся продолжить начатую беседу на одном из последующих заседаний, и, думаю, обязательно это осуществим.

Первый в истории СФУ Фестиваль науки, начавшийся всплесками детского смеха в Музее науки и инноваций и завершившийся разговором о техниках решения конфликтов, стал знаковым событием для двух тысяч красноярских школьников, пятисот студентов и нас, взрослых, но верящих в чудеса науки. И он достоин того, чтобы стать университетской традицией.

Правда же?

Татьяна МОРДВИНОВА
Средняя оценка: 5 (проголосовало: 6)