Факультет, где рождаются мечты

«Нам надо самим учиться производить готовый, современный, инновационный, конкурентный продукт и предлагать его для рынка как готовое изделие». Это высказывание принадлежит российскому миллиардеру, вот уже несколько лет продвигающему проект ё-мобиля. Жаль только, что воплощаться проект будет не в Сибири. Хотя в Сибирском федеральном университете на факультете транспорта тоже есть учёные, проектирующие автомобили будущего. Да и современную производственную базу при желании можно создать в Красноярске, была бы поддержка.

Учебно-лабораторная база

— Год назад мы инициировали встречу с министром транспорта Красноярского края и руководителями ведущих предприятий отрасли, — рассказывает декан факультета транспорта СФУ, кандидат технических наук Игорь Михайлович БЛЯНКИНШТЕЙН. — Министр, выслушав нас, обеспокоился состоянием учебно-лабораторной базы и сказал, что нельзя допустить, чтобы такой нужный факультет закрылся.

Нынешний корпус факультета

Нынешний корпус факультета

Проблемы факультета очевидны. На протяжении всех 50 лет он располагается в здании общежития (ул. Борисова, 20, корпус «В»), приспособленного под учебный процесс, где давно требуется капитальный ремонт.

Многое из лабораторного оборудования, используемого в учебном процессе, морально устарело, а то, что пригодно, ютится в гараже Политехнического института и в лабораториях, разбросанных по Cтуденческому городку. На фоне современных автотехнических и автодилерских центров — это позапрошлый век…

Оптимальное решение — построить новый учебно-лабораторный корпус (концепт проекта на основе быстровозводимых конструкций нами разработан).

Факультет транспорта ПИ СФУ должен интегрироваться в профессиональные российские (международные) обучающие программы. Наиболее созревший вариант — создание регионального учебного центра французской национальной ассоциации GNFA, распространяющей по миру европейские обучающие технологии для подготовки специалистов по ремонту и обслуживанию автобусов, легковых и грузовых автомобилей ведущих мировых производителей. В настоящее время такое предложение от московского представительства группы GNFA в СФУ уже поступило.

Создание регионального учебного центра французской группы GNFA позволит поднять имидж факультета и университета в целом. Такие центры имеют 100-процентную окупаемость. К тому же у нас появится основа для партнёрских отношений с зарубежными предприятиями и специалистами в области профессионального и научного сотрудничества. Этот проект мультибрендовый: он позволяет обучать технологиям диагностирования, технического обслуживания и ремонта автомобилей различных автопроизводителей, которые передают GNFA свои технологии обслуживания и ремонта техники.

С GNFA уже работают автомобильный институт Нижегородского государственного технического университета, автодорожный институт Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета и Сибирская автодорожная академия (г. Омск). Подобные проекты планируются к внедрению ещё в 11 регионах России. Хочется надеяться, что решение этого вопроса в СФУ — лишь дело времени.

Самый главный капитал

— Транспортный факультет за 50 лет подготовил немало высококлассных специалистов, — продолжает Игорь Михайлович. — Более 60 преподавателей факультета — доктора и кандидаты наук, профессора и доценты. Только за последние полтора года сотрудниками факультета защищены три докторских и одна кандидатская диссертации. На выходе ещё как минимум 4 кандидатских. Это неплохой показатель, который

Деканы

За 50 лет у факультета было 10 руководителей: О.В. Эйзенкрейн, В.П. Поно­марёв, М.М. Мукоед, С.В. Архипов, Л.В. Михайлов, А.В. Шупилов, А.И. Фаде­ев, А.А. Мартынов, В.Н. Катаргин, И.М. Блянкинштейн. Временно исполняли обязанности декана А.И. Грушевский и В.И. Гринцевич.

Известные выпускники

Факультет транспорта закончили генералы А.Е. Сафонов, А.В. Горовой, С.Г. Приедитис; нынешний министр транспорта края С.В. Ерёмин; заслуженный деятель науки России В.А. Корчагин; погибший губернатор Сахалина И.П. Фархутдинов.

говорит о том, что проблема воспроизводства научно-педагогических кадров успешно решается, а значит, у факультета «есть порох в пороховницах»!

— Что сегодня представляет собой факультет?

— Это три кафедры. Самая многочисленная — кафедра транспорта, ею заведует Е.С. ВОЕВОДИН, кандидат технических наук, доцент. Кафедру транспортных и технологических машин возглавляет кандидат технических наук, доцент В.А. ЗЕЕР. Кафедрой подъёмно-транспортных машин и роботов руководит кандидат технических наук, доцент Г.С. ГРИШКО.

Все заведующие — молодые и талантливые управленцы. Придя к руководству чуть более года назад, они первым делом «попали» под аккредитацию СФУ, что и для опытных руководителей является непростой проверкой на прочность. Однако наши зав. кафедрами смогли мобилизовать коллективы и успешно прошли аккредитацию.

В структуре факультета успешно работают два малых предприятия, испытательная лаборатория колёсных транспортных средств, учебно-научно-методический центр «Красинжсервис», центр автомотоспорта.

Инновационная составляющая

Мы занимаемся сертификацией продукции и услуг на автомобильном транспорте с 1999 года, в 2007 году перевели эту деятельность в рамки малого предприятия ООО «УНИК-АВТО» (Учебно-научно-инновационный комплекс автотранспортного профиля), при котором действует аккредитованная Росстандартом испытательная лаборатория продукции машиностроения, оснащённая самой современной германской аппаратурой, и орган по сертификации. Услугами «УНИК-АВТО» пользуются юридические и физические лица, подразделения ГИБДД города и края, когда нужна техническая экспертиза транспортных средств в случае внесения изменений в конструкцию.

Мы сертифицируем на соответствие техническому регламенту по выбросам вредных веществ (определение экологического класса) транспортные средства, ввозимые из-за рубежа и оформляемые через таможню, а также другие автокомпоненты, запчасти и пр. продукцию. Например, нашим клиентом является Дивногорский завод по производству литых колёсных дисков СКАД — мы сертифицируем всю продукцию этого предприятия.

Благодаря наличию передвижной испытательной лаборатории на базе микроавтобуса Volkswagen Transporter мы имеем возможность выезжать к заказчику и проводить сертификационные испытания на месте. «УНИК-АВТО» сегодня работает через своих представителей в 15 городах России от Урала до Сахалина.

В 2011 году на средства «УНИК-АВТО» мы приобрели уникальное испытательное оборудование фирмы «CORRSYS-DATRON» стоимостью более трёх миллионов рублей. В Германии прошли специальную подготовку, обучились работе с ним. В прошлом году на доходы от деятельности «УНИК-АВТО» отремонтировали три аудитории, приобрели часть мебели и оргтехнику для учебного корпуса, закупили программное обеспечение для моделирования транспортных потоков Vissim&Visum (Германия), академическая версия которого уже внедрена в учебный процесс. Всё приобретённое оборудование используется также при проведении экспериментальных исследований в рамках диссертационных работ аспирантов и докторантов.

Наши преподаватели как эксперты высоко котируются и работают во многих городских структурах, к примеру, на государственном предприятии товарных экспертиз, в частных экспертных бюро. Чтобы создать им условия для аналогичной работы в стенах СФУ, в прошлом году при факультете создано ООО «Центр экспертизы безопасности и повышения квалификации при СФУ». Это предприятие пока делает первые шаги в экспертном бизнесе, но мы надеемся, что со временем сумеем добиться высокого уровня эффективности.

Лаборатория СФУ по испытанию колёсных транспортных средств аккредитована на испытания в системе сертификации ДСАТ Минтранса России. Она занимается испытанием снегоболотоходов (на фото внизу) на шинах низкого давления и другой внедорожной техники для целей регистрации в Гостехнадзоре. Другая услуга, предоставляемая нашей испытательной лабораторией и востребованная бюджетными организациями, эксплуатирующими транспорт, — обоснование базовых норм расхода топлива автомобилями. Для решения этой задачи нами приобретено уникальное для России программное обеспечение «МВК». Затраченные на приобретение программного обеспечения средства (500 тыс. руб.) уже окупились, и сейчас оно приносит прибыль.

Таким образом, нам в стенах факультета транспорта удалось объединить «три в одном»: учебный процесс, науку и бизнес.

Научное направление

Особая гордость факультета — местные авто-кулибины. Например, талантливый изобретатель доктор технических наук Виктор Григорьевич АНОПЧЕНКО много и плодотворно работает над повышением проходимости наземных транспортных средств. В его послужном списке более 40 изобретений.

— Лет 10 назад мне довелось своими глазами видеть, как профессор Анопченко испытывал вездеход с квадратными и трансформируемыми движителями (колёсами).

— Увы, Виктор Григорьевич по разным причинам в последнее время слегка охладел к теме, хотя у него имеется много работоспособных идей, в том числе по самоходным шасси для пожарных роботов, для инвалидных колясок и пр. Надеемся, что Виктор Григорьевич с аспирантами кафедры продолжит эту работу и доведет её до коммерческого освоения...

Нужно отметить и ветерана кафедры Геннадия Гавриловича КОЗЛОВА. Он является признанным «народным» профессором, для которого нет секретов в автомобиле, что позволяет ему решать любые головоломки в области диагностирования и ремонта автомобилей.

Другой известный изобретатель — профессор Виталий Васильевич МИНИН. Он автор 43 изобретений и более 200 научных трудов в области строительно-дорожных машин. Им создан действующий образец малогабаритного погрузчика «Соболь-2», который планировался к внедрению в производство. Многолетняя научная работа В.В. Минина завершилась успешной защитой док­торской диссертации (Москва, МАДИ, октябрь 2012 г.).

Кандидат технических наук, доцент кафедры транспорта Павел Петрович ЕВСЕЕВ с группой студентов и аспирантов разработал двигатель, работающий на сжатом воздухе. Однако масштаб решаемой задачи оказался несоизмерим с нашими возможностями (финансовыми, технологическими и т.д.): работа, на которую они замахнулись, должна иметь соответствующее финансирование и выполняться конструкторским бюро автомобильного завода или как минимум отделом научно-исследовательского института. «На коленке» такую работу не вытянуть. Поэтому дальше лабораторного образца дело не пошло.

— Складывается впечатление, что без стимулов ни о каком научном апгрейде на факультете не может быть и речи…

— Это не так. В 2007-2010 годах факультет выполнял важнейшие для города научно-исследовательские работы по изучению пассажиропотоков и оптимизации маршрутной сети города и края. Это научное направление у нас возглавляет к.т.н., доцент Александр Иванович ФАДЕЕВ. В 2010 году по заказу Департамента транспорта администрации г. Красноярска была выполнена НИР «Концепция развития пассажирского транспорта в городе Красноярске на 2011–2015 годы с перспективой до 2020 года».

Другое важное направление, реализуемое преподавателями А.И. ФАДЕЕВЫМ, В.В. БОРИСОВЫМ и Н.В. ШАДРИНЫМ, — совершенствование организации дорожного движения. Все мероприятия по изменению схем движения транспорта в Красноярске и городах края этой научной группой вначале апробируются путём моделирования с помощью специальной испанской программы AIMSUN (TSS), а затем уже внедряются городскими властями на практике. Так что наш факультет ощутимо влияет на формирование транспортной системы города.

В 2011 году мы выполнили очень важную, к тому же «горящую» НИР по заказу Министерства природных ресурсов Красноярского края «Разработка программы снижения выбросов вредных веществ автомобильным транспортом в г. Красноярске на 2012-2015 годы». В контексте данного научного направления очень перспективны разработки наших молодых учёных Евгения ВОЕВОДИНА и Андрея АСХАБОВА. В последние годы на автомобильном транспорте расширяется применение дизельных двигателей. Они сильно загрязняют атмосферу, но имеющиеся сегодня методики оценки дымности автомобилей, оснащённых дизелями, несовершенны, вследствие чего на дорогах страны эксплуатируются автомобили, потенциально небезопасные для человека и окружающей среды. Наши коллеги разработали и запатентовали оригинальные методы, позволяющие решить эту проблему. Один из методов основан на цифровой видеорегистрации потока отработавших газов дизелей и позволяет упростить приборную базу и одновременно повысить информативность диагноза и достоверность оценки технического состояния автомобилей.

На факультете есть и другие перспективные и эффективные научные направления и школы, возглавляемые докторами наук и профессорами, в том числе школа Н.Ф. БУЛГАКОВА, В.П. ПАВЛОВА и др.

— Есть ли у выпускников факультета транспорта возможность найти хорошую работу?

— По нашим данным, трудоустроены по специальности более 80% выпускников. Служба перевозок, логистика, планирование пассажирских и грузовых перевозок, автотранспортные фирмы, ГИБДД — кругом наши ребята! Что касается известных в Красноярске дилерских автомобильных холдингов, то они выстраиваются в очередь за нашими выпускниками. На сегодняшний день особой популярностью у абитуриентов пользуются специальности «Автосервис», «Организация перевозок и управление на транспорте».

Профессиональный праздник

Всероссийский День автотранспортника факультет традиционно отмечает как профессиональный праздник вместе со всей страной в последние выходные октября. Ежегодно на университетском автодроме проходят состязания студентов в мастерстве фигурного вождения, умении диагностировать автомобиль, замене колеса, запуске двигателя факультетской реликвии (ЗИС-5) ручным стартёром, коллективной буксировке автомобиля и пр. Затем в актовом зале Политехнического проходят интеллектуальные состязания команд КВН и номера художественной самодеятельности. Победители получают призы от спонсоров — например, в прошлом году призы вручали от ГК «Медведь-Холдинг», ПКФ «Тойота Крепость», ГК «СИАЛ АВТО».

Нынче, в год 50-летия, к празднованию подключилось Министерство транспорта края. Благодаря личному вниманию, участию и оперативному руководству министра транспорта края Сергея Васильевича Ерёмина, все отраслевые мероприятия второй половины 2013 года приурочены к празднованию этого юбилея. Уже состоялись региональный (9 августа) и межрегиональный (13-14 сентября) конкурсы мастерства водителей автобусов, в проведении которого активно участвовали студенты факультета и преподаватели. 14 сентября на острове Отдыха с большим размахом прошёл фестиваль автоиндустрии, в котором участвовало большое количество автоспортсменов края с показательными выступлениями. Минтрансом края совместно с факультетом организованы конкурсы фотографий и детских рисунков. Соревнования этого года среди студентов факультета продолжатся до середины октября.

На 18 октября запланирован финальный праздник.

В 10-00 в актовом зале Политехнического института начнётся пленарное заседание научно-технической конференции с международным участием «Транспортные системы Сибири. Проблемы безопасности».

В 15-00 там же состоится награждение команд победителей и участников студенческих соревнований и праздничный концерт.

В 18-00 в выставочном комплексе MixMax — торжественное заключительное мероприятие, посвящённое юбилею факультета, награждение сотрудников и преподавателей ПИ СФУ.

К юбилею подготовлена книга «Факультет транспорта Политехнического института Сибирского федерального университета: 50 лет!». В этом полноцветном издании не только содержатся подробные данные о создании, состоянии и приоритетах развития факультета транспорта ПИ СФУ (в том числе персональные сведения о преподавателях и известных выпускниках факультета), но изложена история возникновения Московско-Сибирского тракта и системы транспортного образования Красноярского края. По одному экземпляру этой книги должно попасть в общеобразовательные школы г. Красноярска и края.

Вера КИРИЧЕНКО

Похожие материалы