Две стороны одной медали

Ассоциация автомобильных инженеров (ААИ) России 12-13 сентября 2013 года планировала провести семинар по сертификации транспортных средств в рамках 7-й всемирной выставки автомобилей и автокомпонентов в г. Пекине (CIAPE-2013: China International Auto Parts Expo 2013).

В последний момент организаторы перенесли семинар на лучшие времена, но, желая увидеть успехи китайского автопрома, группа сотрудников факультета транспорта Политехнического института СФУ решила посетить это международное мероприятие и параллельно познакомиться со своими коллегами в Бэйханском университете авиации и космонавтики (BUAA: Beihang University of Aeronautics and Astronautics).
Спонсором поездки выступило малое предприятие СФУ ООО «УНИК-АВТО», занимающееся сертификацией продукции автотранспортного профиля и являющееся коллективным членом ААИ России. Встрече также способствовало то, что два года назад наш ректор академик Е.А. Ваганов побывал в этом Пекинском университете, и между СФУ и BUAA был заключён договор о сотрудничестве.

Первым этапом визита была 7-я всемирная выставка. Здесь были представлены экспонаты и техника, в основном, стран Азии: Индия, Турция, Иран и, конечно же, хозяева — Китай. Выставка удивила своими огромными размерами (примерно 8-10 наших МВДЦ «Сибирь») и множеством участвующих в ней производителей автомобилей и автокомпонентов. Например, колёсные диски выставили не менее 10 китайских производителей. Автошины, светотехнические приборы, автоэлектроника, двигатели, турбины, автоматические трансмиссии, технологическое оборудование для производства, технического обслуживания и ремонта автомобилей... Просто глаза разбегались. Теоретически можно было, взяв по одной детали на каждом выставочном месте, на выходе из павильона получить полнокомплектный автомобиль.

Тот значительный массив рекламных проспектов и каталогов демонстрируемой автомобильной продукции, который удалось там собрать, нам ещё предстоит проанализировать, чтобы понять размах развития этой отрасли китайской промышленности и науки.

Встречу с коллегами из School of Transportation Science and Engineering Бэйханского университета авиации и космонавтики удалось организовать буквально в считанные дни перед отъездом, благодаря усилиям начальника отдела международных связей СФУ О.В. КУЗНЕЦОВОЙ.

Диалог шёл за круглым столом. Китайские коллеги кратко представили данные о своём транспортном подразделении — у них два департамента (две кафедры): двигателей внутреннего сгорания и автомобилестроения. Численность преподавателей обоих департаментов составляет всего 20 человек. Общая численность обучающихся на всех курсах: 200 бакалавров, 100 магистров и 50 аспирантов. Средний возраст преподавателей 45 лет. Средняя нагрузка преподавателя не превышает 180 часов в год!!! Большую часть времени преподаватели занимаются наукой, выполнением различных хоздоговорных НИР.

У болида, который китайские студенты собирают для участия в автогонках

У болида, который китайские студенты собирают для участия в автогонках

Эффективность этой научной работы нас буквально ошеломила. Китайские коллеги ведут исследования в области создания гибридных автомобилей, электроавтомобилей, двигателей, работающих на сжиженном и сжатом природном газе, электронных систем управления автомобилями и их отдельными системами, занимаются разработкой программного обеспечения и механических элементов этих систем управления. Все работы ведутся по заказам китайских автозаводов. Практически все результаты НИР в каком-либо качестве внедряются либо в серийное производство, либо реализуются в каких-то опытных образцах и технологиях.

В университете имеется испытательный центр австрийской фирмы AVL, оснащённый программным обеспечением для имитационного моделирования объектов транспорта, с помощью которого проводятся испытания автомобилей по заказам китайских автопроизводителей с минимальным проведением натурных испытаний. Объём хоздоговорных работ по научной тематике, выполняемых двадцатью преподавателями, составляет 1,5 млн долларов в год!

Все преподаватели, работающие в университете, проходят стажировки в ведущих зарубежных университетах. Без зарубежного опыта в университет работать вообще не берут. Даже выпускники аспирантуры, защитившие диссертации и ставшие докторами PhD, не могут сразу работать преподавателями в родном вузе. Они должны поработать на производстве либо в провинциальных университетах, обязательно пройти стажировки в ведущих университетах мира и только после этого могут участвовать в конкурсе.

По итогам подведения ежегодного рейтинга преподаватель кафедры, имеющий самый низкий рейтинг, уходит.

Российская сторона также кратко рассказала о своём факультете, проинформировала о научных направлениях и основных научных результатах. Мы пригласили наших китайских коллег на научно-техническую конференцию, посвящённую 50-летию факультета транспорта СФУ, которая будет проходить 18 октября 2013 года.

После посещения транспортной школы Бэйханского университета стал более понятен тот прогресс автомобильной промышленности Китая, о котором говорит весь мир. Наука и производство тесно связаны. Развитие промышленности невозможно без кадрового обеспечения и интенсивного участия науки. Развивающаяся промышленность стимулирует и питает отраслевую науку. Это две стороны одной медали, название которой — научно-технический прогресс.

И. БЛЯНКИНШТЕЙН, Красноярск — Пекин

Похожие материалы