Москва не сразу строилась…

Поводом для встречи с профессором кафедры транспорта Алексеем Ивановичем ГРУШЕВСКИМ стал не только 50-летний юбилей автотранспортного факультета Политехнического института, но и собственное 75-летие ветерана.

— Всё началось с армии, — рассказывает Алексей Иванович. — Я служил на Байкале, в отдельном автотранспортом батальоне. Однажды на машине комбата забарахлил двигатель, я быстро нашёл причину и устранил неполадку. Командир на радостях по­обещал: «Проси, чего хочешь». Когда я признался, что хочу поступить в Красноярский политехнический институт, он не только отпустил меня на вступительные экзамены, но ещё и офицеров попросил, чтобы подготовили меня хорошенько по математике и физике. Экзамены я сдал легко!

СПРАВКА
Специальность «Эксплуатация автомобильного транспорта» открылась на механическом факультете в 1958-м, через два года после создания института. Курс «Автомобильные двигатели» читал Иван Мефодьевич ЧЕРНОБРИВЕЦ. В 1962 году открылась кафедра автомобильного транспорта, в 1963-м создан автодорожный факультет.

— Помню, как бурлила тогда жизнь, — вспоминает профессор. — Появлялись новые специальности, открывались лаборатории, кафедры. Нас, студентов, привлекали к созданию лабораторной базы. Мы своими руками изготавливали стенды для испытания автомобиля и его узлов. И корпуса помогали строить, напряжённый был ритм. Но и об учёбе никто не забывал: если за семестр два занятия пропустишь — это считалось из ряда вон. Все курсовые проекты, текущие задания, отчёты по лабораторным работам сдавались до начала экзаменационной сессии. К концу сессии задолжников в группах практически не было, все 100% получали стипендию.

У истоков факультета

Край в начале 60-х представлял собой большую новостройку. Только на Красноярской ГЭС работало около 100 самосвалов, не говоря уже об освоении южных и северных районов. Число автомобилей с каждым годом стремительно росло, а специалистов, обслуживающих эту сферу, катастрофически не хватало. Ни один вуз Сибири не готовил инженеров по транспорту.

— К нам по распределению приезжали молодые специалисты из Киева, Саратова, Новочеркасска, других городов России, но большинство после обязательной отработки покидало край, — рассказывает Грушевский. — Из тех немногих, кто остался — заслуженный работник транспорта РФ Николай Васильевич АНДРУХОВ, — он до сих пор привлекается к работам в ГЭК на факультете и продолжает руководить одним из автотранспортных предприятий.

В 60-е годы в крае образовалось крупнейшее в СССР управление автомобильного транспорта общего пользования Минтранса РСФСР во главе с Петром Романовичем ГРОДНИЦКИМ. Появились автотрест Красноярского совнархоза, а также большое количество управлений и автотранспортных предприятий ведомственной принадлежности. Именно Пётр Романович в своё время первым пришёл к ректору Политехнического института Василию Николаевичу БОРИСОВУ и предложил открыть автомобильную специальность. За поддержкой они пошли к председателю Красноярского совнархоза Петру Фадеевичу ЛОМАКО. Вопрос решился на удивление быстро.

Первый набор на специальность «Автомобили и автомобильное хозяйство» был 25 человек. В 60-м году набирали уже три группы. Первым заведующим кафедрой автотранспорта, а вскоре — первым деканом стал Олег Вениаминович (на самом деле — Освальд Вельдиминович) ЭЙЗЕНКРЕЙН, человек с очень драматичной судьбой, из репрессированных немцев Поволжья. Он работал в Минусинской автотранспортной конторе инженером производственно-технического отдела и одновременно преподавал физику в школе рабочей молодёжи. И всё это под пристальным контролем органов МВД. В 1956 году Минтранс РСФСР предложил Эйзенкрейну занять должность заместителя начальника Красноярского автотранспортного управления. Об этом человеке ходили легенды…

— Правда ли, что первый декан автотранспортного факультета отличался чрезвычайной педантичностью?

— Так и есть. Он приходил всегда за полчаса до начала занятий. К нему поднимался комендант здания и докладывал обстановку: готовы ли все аудитории к занятиям, не случилось ли чего. Где теперь такое встретишь?.. Пример Эйзенкрейна и нас научил дисциплине и правильной организации рабочего и учебного процессов. Я понял тогда: надо всегда быть в центре, коль уж ты руководитель.

Первые выпускники

Для начала факультету предстояло изжить дефицит преподавательских кадров. Поэтому многие первые выпускники оставались работать в институте.

— Из первого выпуска уже нет в живых доктора технических наук Владимира Игоревича КОЗЛОВА, — сожалеет Грушевский. — Слава богу, сегодня в строю Алексей Алексеевич БЕЗДЕНЕЖНЫХ (кафедра сопротивления материалов). Из второго выпуска вспоминаю Виктора Алексеевича КОРЧАГИНА, работавшего у нас на кафедре (сейчас профессор живёт в Липецке, он член ВАК). Не могу не сказать о Леониде Мануиловиче РАЗНОВЕ (он уже ушёл из жизни, а работал на кафедре доцентом). Почти 10 лет проректором по учебной работе был профессор Семён Васильевич АРХИПОВ — в 1982 году он организовал кафедру автомобильных перевозок, которой бессменно руководил до 1995 года. Несколько лет занимал должность проректора по административно-хозяйственной работе Виктор Васильевич КУКШИН. Среди наших выпускников есть губернаторы, генералы, министры, руководители крупных объединений, учебных заведений, заслуженные деятели науки и техники, заслуженные работники транспорта. Всех не перечесть…

— А как складывалась ваша судьба после окончания института?

— Защитив кандидатскую диссертацию в Московском автодорожном институте, я до 1981 года был проректором по заочному и вечернему обучению. А это огромное хозяйство — более 2,5 тысячи заочников, 1,5 тысячи вечерников, филиалы в Абакане, Красноярске-26 (ныне Железногорск), Туве (который создавался особенно трудно, но был необходим). В республике тогда строились мощные предприятия: «Туваасбест», домостроительный комбинат, кирпичный завод. Наши выпускники были нарасхват. Я курировал филиалы более 8 лет.

— А в 1981 году вы отправились на Север — ректором Норильского вечернего индустриального института.

— Признаюсь, без особого желания, но назначение проходило на самом высшем уровне, в министерстве, и партия сказала «надо».
Основной сложностью работы в Норильском индустриальном институте являлось отсутствие в коллективе преподавателей научно-педагогических школ по направлениям. Коллектив формировался из преподавателей-одиночек различных вузов страны, большей частью за счёт работы в заполярном вузе решивших создать для себя материальную базу. Были и такие, кто в силу своего характера не уживался во многих вузах материка и принимал решение испытать счастье за 60-й параллелью. Всё это накладывало негативный отпечаток на формирование работоспособного коллектива преподавателей и создавало массу никому не нужных разбирательств, отнимало драгоценное время. В 1984 году я вернулся в родной Политех заведующим кафедрой автотранспорта, автосервиса и фирменного обслуживания.

Завтрашний день

— Алексей Иванович, вы автор более 100 научных статей и работ в области автотранспорта и высшего образования. Каким видите завтрашний день факультета?

— Когда в 1965 году я защищал диплом, председателем ГЭК был ректор Московского автодорожного института Леонид Леонидович АФАНАСЬЕВ (кстати, красноярец). В то время на тысячу населения приходилось не более 30 автомобилей, а он предсказывал: «Города будут задыхаться от смога и выхлопных газов». Нам тот прогноз казался диким, но сейчас мы убедились: Афанасьев как в воду глядел. Экологические проблемы, связанные с работой автотранспорта, необходимо решать незамедлительно, и специалистов в этой области нужно готовить, а у нас в текущем году набор снизили, что будет дальше — неизвестно. А посмотрите, какие у нас дороги, как растёт количество ДТП…

Сейчас на кафедре я читаю дисциплину «Эксплуатационные автомобильные материалы» и могу сказать — качество этих материалов оставляет желать лучшего…

В настоящее время в России полностью отсутствует государственный контроль за качеством топлива, что также сказывается на работе транспорта — вот вам и другая проблема, требующая решения. Если говорить о науке, думаю, активнее следует вести разработки по альтернативному топливу.

Сейчас на арену за рубежом выходит диметилэфир (ДМЭ) как альтернатива дизельному топливу. Он вообще не токсичен! В прошлом году мы провели научное исследование на данную тему по заказу одной природоохранной организации. Такой спирт можно делать из любого сырья: из природного газа, нефти, растений. Очень перспективное направление!

— Ваши пожелания родному факультету?

— В любые времена студенты — это азартный народ! Я бы очень хотел, чтобы в вузе снова установилась высокая учебная дисциплина, а технологии учебного процесса обеспечивали бы высокое качество знаний; чтобы сохранились на факультете богатые спортивные традиции, обычай празднования Дня автомобилиста, различные соревнования — по фигурному вождению, автомобильный триал и т.д.
Могу пожелать, чтобы скорее заканчивалось переходное время, связанное с реформой высшей школы, чтобы укреплялась материальная база факультета — без этого невозможно добиться высокого качества подготовки специалистов.

Наталья ДМИТРИЕВА

Похожие материалы