Центр превосходства: работаем вместе!

Металлургия — одно из четырёх образовательных направлений СФУ, которое претендует на «место под солнцем» в рамках всемирной инициативы инженерного сообщества CDIO (о 12 стандартах обучения в рамках этой программы мы писали в номере от 3 октября). Почему выбран именно этот проект? Мы говорим с директором ИЦМиМ Владимиром БАРАНОВЫМ и научным консультантом, профессором-наставником института Светланой ОСИПОВОЙ.

— Тому, по крайней мере, две причины, — говорит Владимир Николаевич. — В связи с переходом на новый двухступенчатый стандарт образования мы потеряли звено, которое было понятно работодателю. Приходил-то инженер, а теперь, в рамках бакалавриата, мы готовим специалиста широкого профиля. Не всем предприятиям интересен такой специалист, «заточенный» под определённую отрасль, им нужен — под конкретное предприятие, завод, компанию. Чтобы он, допустим, зная три закона термодинамики, мог каждый применить от «А до Я» в конкретной производственной ситуации. При многообразии таких ситуаций наша связь с парт­нёрами — это своего рода вектор в мониторинге проблемных тем. Это и есть проектное обучение по усовершенствованной программе: специального инженерного образования.

— Цель проекта — построение нового образовательного процесса, который уничтожит или, по крайней мере, сократит системный разрыв между рынком труда и рынком образовательных услуг, — продолжает тему Светлана Ивановна. — Создавая свой центр превосходства, мы надеемся выйти на более высокий уровень в подготовке бакалавра технической направленности.

— Есть ли какие-то особые требования к абитуриентам, которые будут обучаться по стандартам CDIO?

— Наш специалист должен пройти путь от школьной профориентации и довузовской подготовки до программы проектного
обучения в институте, — поясняет Владимир Николаевич. — По сути, это та самая система непрерывного образования, которая практиковалась ещё в советское время в нашем же КИЦМе...

—...являвшемся в советское время Всесоюзной экспериментальной площадкой для одарённых детей, — уточняет Светлана Ивановна.

— За это я и ещё несколько моих коллег в своё время получили премию правительства в области образования!

Но у нынешнего «заграничного» проекта есть большой плюс, которого у нас не было: принятие идеи на весь цикл обучения и комплексное системное её использование в течение всего образовательного процесса. Не случайны поэтому и декларируемые принципы CDIO: Conceive — придумывай, Design — разрабатывай, Implement — внедряй, Operate — управляй. Научить всему этому — наша задача.

— Какова роль партнёров-работодателей в данном проекте?

— Предприятие должно откорректировать систему компетентностей, которую мы сейчас разрабатываем на всех задействованных в проекте дисциплинах, — говорит Владимир Николаевич. — Есть стандартный набор, но работодателя, допустим, не устраивает, что нет компетентности «командная работа». И он прав, потому что сегодня, особенно в наукоёмких отраслях, никто единолично не решает серьёзные дела. Сам же процесс командообразования — это не просто процедура, а вёрстка коллективного характера. Поэтому компетентностный подход как раз и возник там, где требуется много творческой работы. Знания же определяют только алгоритм действия: первое, второе, третье...

У предприятий просто нет времени на «воспитание» — они преимущественно в частной собственности, живут в конкурентной среде… Поэтому большой плюс проекта в том, что благодаря ему развиваются наши давние связи, укрепляется социальное партнёрство между институтом и предприятиями, куда мы поставляем выпускников. А это — РУСАЛ, «Полюс», «Красцветмет». Даже КРАСМАШ присоединился к проекту: не металлургическое предприятие, но у них есть литьё по выплавляемым моделям!

— Какими преимуществами будет обладать бакалавр, прошедший обучение по стандартам CDIO?

— Как минимум — он будет интеллектуально развит за счёт того, что мы уже сейчас усилили фундаментальную подготовку именно на металлургии, объединив, по сути, родственные кафедры физики, математики, химии в новую кафедру — естественного научного образования. Это наш первый шаг на пути к CDIO, — говорит Светлана Ивановна. — И уже появились точки рационального соприкосновения. Когда были разные кафедры, всю программу планировал учебный отдел, и случались нестыковки: я, математик, читаю физикам дифференциальные уравнения во втором семестре, а они уже в первом семестре их применяют. Это не фундаментальное образование, если один кирпич не держится на другом! При этом важно ориентироваться на особенности нынешнего студента — это «цифровое» поколение, которое лучше всего воспринимает информацию визуально и в динамике: «картинка» должна постоянно меняться. Гиперактивные, однако в 20 лет, как говорят психологи, они ещё подростки...

— Но им очень важно знать место будущей работы, — подчеркивает Владимир Николаевич. — Случайных, как правило, нет, они «прочувствуют» профессию ещё в Малой инженерной академии, которую, кстати, при финансовой поддержке предприятий-партнёров вновь открываем в следующем семестре. Пока наберём одну группу 30-35 человек максимум и будем «вести» по этой идеологии.

За период обучения слушатели академии побывают на кафедрах, встретятся со студентами, решив для себя главное: а надо ли сюда поступать? Надо! Они и станут первыми студентами курса обучения по новой — проектной — идеологии CDIO в 2014 году.
Что для нас сегодня важно? Мы должны показать, что по всем 12 регламентированным CDIO стандартам (все они, кстати, обязательны) мы находимся на определённой степени развития. Здесь всё за нас: есть знания, опыт — будет и новая практика!

Любовь ГАБЕРБУШ

Похожие материалы