как я work и travel в Америке
За границей студенты работают официантами и разнорабочими... А студент химфака получил работу по специальности!

Миллионы людей мечтают побывать в США. Сотни тысяч ежегодно подают заявления на различные визы, программы, стажировки. Десятки тысяч студентов участвуют в таких программах, как «Work and Travel». Перед вами – история об одной из таких поездок, которая, не претендуя на право быть руководством туристу, хоть немного, но поможет вам понять, что такое «Work and Travel» и с чем её едят.

Апрель, Москва, посольство. На холодном весеннем ветру равнодушно трепещет звёздно-полосатый флаг. Внутри же, в тепле и уюте, тебя встречают незнакомые улыбчивые люди, которые проводят нечто вроде блиц-опроса. Чем-то напоминает игру в волейбол – они тебе вопрос, ты им – ответ.
Игра недолгая: ведь перед тем как пройти собеседование – сидишь и заполняешь различные формы в течение часа. Цель всего этого - виза категории J, дающая право не только на то, чтобы жить в США, но и работать там. Программа, если кто не знает - называется Work and Travel, можно участвовать в ней, а можно и в различных подчинённых ей программах, таких как TIPS (часть квоты на визу J2 Work and Travel передаёт «в аренду» различным организациям).
А теперь – главное. В одной из форм в посольстве нужно было указать своё образование. Как обычно – школа, вуз, факультет и т.п. Кроме того там была строчка, которая называлась так: «Научные интересы». Несмотря на то что заполнять её было необязательно (и почти у всех она осталась пустой), чёрт меня дёрнул написать тему, над которой работал на нашей кафедре: «Анионообменный синтез солей кобальта». Написал и забыл…

Знойным июньским днём комфортабельный «Боинг-747» взял курс на Новый Свет. Долгий 11-часовой перелёт закончился негостеприимной тряской над Квебеком и Мичиганом и мягкой посадкой в аэропорту Атланты…
И тут обо мне вспомнили. В аэропорту Ноксвилла, штат Теннесси (город, куда мы прилетели с Атланты) человек, который отвечал за нашу группу, сразу же отвёл меня в сторонку. Разговор состоялся примерно в таком ключе:
- Учёный? – спросил он, держа в руках ту самую злополучную форму.
- Нет, просто студент.
- А зачем ты тогда соврал?
- Я не врал, просто интересуюсь наукой с первого курса…
- Хорошо. У меня есть ещё девочка, с журфака, она уже на третьем курсе работает корреспондентом. Я займусь вами отдельно: попробую устроить её в нашу газету, а тебя - в производственную лабораторию лаборантом…

На автобусе мы за пару часов приехали в город, где нам предстояло провести всё оставшееся лето и половину сентября. Мэривилл – небольшой городок типично одноэтажной Америки. Посмотрите такие нетленки как «Деннис-угроза» или «Секретные материалы» - смело ставлю доллар против цента, что не отличите тамошний городок «N» от того же Мэривилла. Население Мэривилла – около 20000 человек, но по площади, как мне показалось, он не уступает Красноярску. Небольшие домики утопают в зелени, тишину пустынных дорог (кроме разве что даунтауна) почти не нарушают машины… В городке – ни одного здания выше 7-8 этажей.
Жизнь в Мэривилле носит особый отпечаток провинциальной Америки. По будням - работа, потом какой-нибудь ресторанчик или «Burger king», и оставшееся время все тихо сидят по домам. По выходным народ семьями едет куда-нибудь на пикник или с друзьями устраивают дома барбекю. По выходным же обычно закупаются в супермаркетах на всю неделю. Часто в Америке эти супермаркеты по масштабам превосходят все наши Алпи и Красные Яры, одна парковка может по площади быть с городской квартал!
На следующий день мистер Кэрр (видать, с кучей связей) выполнил своё обещание. В кадровом агентстве, правда, устроили собеседование с моим будущим начальником – руководителем лаборатории. Седой профессор быстро убедился, что если я где-то что-то и мямлю, то не из-за незнания химии, а из-за неточного знания терминов на английском… Уже через несколько дней меня устроили работать на завод «Ceramaspeed», после чего всё и закрутилось…

…«Ceramaspeed» в лице нескольких коллег радушно встретила нового работника в производственной лаборатории. Все удивлённо (кроме профессора) таращились на меня как на какое-то чудо. Через пару дней мы с Майклом (одним из моих коллег) были уже на короткой ноге. «Birds of a feather» - метко припечатал нас менеджер нашей смены.

Занимался я тем, что проводил седиментационный анализ порошка, из которого прессуются конфорки для плит. Такая же лабораторная работа встретилась мне позже в курсе коллоидной химии. Ох какими только словами я не ругал раздолбанные торсионные весы в 42-04! То ли дело прибор на Cerama! Просто класс: засыпал образец, опустил в стаканчик – компьютер сам построит и дифференциальную и интегральную кривые распределения. Нам бы такой! Раз в 15 минут – новый анализ. Раз в час – на мой счёт ещё 8.5$.

За лето вполне можно накопить 1000-1500$ (из них, правда, 300-400$ уйдут на жильё и еду), да ещё и возместить расходы на поездку. Если работать овертайм (больше 40 часов в неделю), то тебе лишние часы будут оплачивать по 1.5-кратной ставке. Кэрр мне рассказывал, что один юноша как-то заработал 5000$, работая по 16 часов в день на двух работах! Хотя это отдельный случай.
О корпоративной культуре. Если у нас в СФУ она только-только начинает формироваться, то в Америке ей без малого сотня лет. Первое, что ценится в сотруднике после его квалификации – его патриотизм к своей компании. Перед каждой сменой менеджер обязательно расскажет об успехах корпорации, о том, чья смена вчера установила лучший результат при минимуме брака. Всячески поощряется инициатива и творчество: за изобретение, дающее экономию корпорации – личная премия. Есть и своя доска почёта, и стенгазеты каждой смены. Одним словом – люди там не просто работают, они ЛЮБЯТ свою работу.

Тем, кто беспокоится о своём языке, скажу – забудьте о школах английского языка и участвуйте в программе Work and Travel! Ибо для того, чтобы выучить язык, да так, чтобы без акцента, нужно на 100% оторваться от родной культуры на месяц-другой! Кроме того вы приобретёте хорошие практические навыки самостоятельной жизни и встретитесь со многими интересными людьми.

Швейк

В 2007 году 100 студентов СФУ и других вузов Красноярска и края приняли участие в программе Work and Travel через Центр международного обмена с помощью управления международных связей СФУ.
Идет запись на программу 2008 года. Получить консультации по Work and Travel и другим обменным программам, программам стажировок и обучения за рубежом (или сразу пакет документов) можно по адресу: пр. Свободный, 79, офис 52-02, Управление международных связей.
Тел. 44-15-52 e-mail: krasnoyarsk@iec.ru и vip@krasu.ru