«Фёдормихалыч» — усложняй!

Месяц назад в Красноярске появилось знаковое место — книжный магазин «Фёдормихалыч». Знаковое — потому что сразу стало пространством, где собираются единомышленники. Его директор Юрий КАЛАШНИКОВ — мой хороший друг, бывший коллега и выпускник биофака университета. Когда-то мы вместе работали во Дворце пионеров и школьников, потом он открыл свой бизнес — купил тепловизор и стал обследовать здания на предмет энергосбережения. Я всегда удивлялась его способности читать всегда, везде и очень умную литературу. Поэтому большим шоком не стало, что он придумал и открыл книжный магазин нового формата. Это — ЕГО. Ему и слово.

— Был Новый год, поездка в Стамбул и чтение книги Елены КОСТЮКОВИЧ «Цвингер», — рассказывает Юрий. — Эта книга про многое, в том числе и про книгоиздательский мир (очень рекомендую её прочитать, это, возможно, лучшее, что попадалось в последнее время из отечественного). Читал и думал: а почему бы и нет? Ведь это именно то, что я люблю, что мне нравится.

Через неделю по возвращении из Стамбула в голове окончательно созрела идея книжного магазина, в котором можно пить кофе (с подобными я познакомился в Остерзунде, Швеция), неспешно изучать книги (неспешность — это из Стокгольма), общаться с другими любителями книг. Сначала я это аккуратно обсудил с Дашей (жена Юрия, старший преподаватель кафедры журналистики СФУ Дарья Александровна УСТЮЖАНИНА — прим. А.А.), потом с семьёй, с друзьями, показал идею широкому кругу знакомых. Очень странно, но идея не встретила никакого сопротивления, и даже наоборот, повсеместно нравилась.

Потом придумалось название, очень дурацкое, книжное, неожиданное, ироничное, с претензией: «Фёдормихалыч». И добавка к нему, чтобы было ясно, что будет происходить: книги, кофе, встречи, подарки. Надо было сделать некий дизайн, я попросил моего друга Юру АНТОНОВА, но он оказался занят. Поэтому я сам, за полчаса в ворде (!) сделал логотип. Просто написал название смешным шрифтом на нейтральном фоне. Пока решил так всё и оставить. Деньги лучше в ассортимент вложить.

Каждый вечер в течение полутора недель мы садились с Дашей и до потери пульса листали прайс-листы и каталоги издательств, выбирали самое-самое. Ориентировались на то, что знаем, читали в обзорах, что есть в подобных нашему магазинах. И по обложке тоже выбирали, куда без этого.

Чтение прайсов опустошает. Понимаешь, что только на прочтение списка книг одного издательства надо потратить вечер. А сколько жизней надо на то, чтобы прочитать самые лучшие и самые отборные книги? (Сам Юрий читает по 60, а то и больше книг в год! — прим. А.А.). Мы отбирали издательства по нескольким критериям. Они должны быть или мало или вообще не представлены в Красноярске. Их книги должны быть классными, умными и красивыми. Но на самом деле мы выбираем те книги, которые читали, и рекомендуем или те, которые мечтаем прочитать. Наша аудитория — это читающие люди. Как оказывается, в основном, это девочки, девушки и дамы. Много и книг для детей. Для детских штук мы вообще отвели отдельное помещение.

Потом думали про оформление, про полки. Местные мебельщики (частные фирмы, небольшие конторы) заломили космическую цену за изготовление стеллажей, покупать в «Икее» отчего-то не стали, хотелось индивидуальности. В итоге я съездил на базу пиломатериалов, купил там доски, рубанком и шлифовальной машиной зачистил их, и получились прекрасные, душевные, каждая со своим собственным характером, полочки. Потом мы покрыли их морилкой. Получилось красиво. К тому же это сопричастность, которая даёт дополнительные эмоции, мне нравится делать своими руками.

Поскольку мы только-только начали, сейчас заинтересованы в привлечении внимания. Проводим акции, чтения, встречи. Мы делаем не только магазин, но и создаём пространство с претензией на сложные тексты, ищем людей, которым именно такого не хватает.

Сложный текст — это текст в самом широком понимании: книги, устная речь, квартира, фотография, кино и тому подобное, что, помещаясь в голову человека, делает его сложнее. Но это что-то не массовое, что не каждый способен воспринять и применить к себе. Речь идёт о ценности познания — себя, мира, себя в мире. Мне интересно становиться сложнее. И «Фёдормихалыч» — это место, за счёт которого я и становлюсь таким. И мне интересно встречаться и общаться с такими же, как я. Магазин объединяет нас.

Сюда приходят разные люди: друзья и старые знакомые, приходят те, кто случайно увидел вывеску на улице, или те, кого заинтересовало мероприятие. А вот во второй раз придут именно те, кто нам нужен, кто любит читать, кому всё понравилось, кто проникся духом. Это те, кто стали своими.

Некоторые приходят на пять минут, а остаются на час, потому что у нас море очень классных книг, с которыми не познакомиться быстро; потому что у нас дружелюбная среда; потому что мы с упоением и любовью готовы часами говорить про свои товары. Сейчас всё идёт именно так, как я планировал: нет большого наплыва людей, но всегда кто-то есть. Мне кажется, это более верно и по отношению к формату магазина, и к нашим гостям. Есть два неожиданных эффекта: во-первых, сейчас к нам испытывают большой интерес телеканалы. За счёт необычного формата и уютной атмосферы о нас рассказали практически все. Во-вторых, уже сейчас есть предложения по расширению магазина.

Я двояко отношусь к «Фёдормихалычу». С одной стороны — как к бизнес-эксперименту. Я никогда не работал в рознице, слабо представлял на старте, как устроена работа с книгами. Поэтому где-то выдумываю велосипед, а что-то придумываю новое и наступаю на разные грабли. С другой стороны, делаю такое место, в котором мне комфортно работать. И получается, что тут комфортно не только мне. Сама идея пить кофе и читать пришлась как-то по душе или ко времени.

Анастасия АНДРОНОВА

Похожие материалы