Когда-нибудь доиграются

Причём произойдёт это уже совсем скоро — очередная премьера молодёжного театра-студии «Шлагбаум» запланирована на май. Студенты СФУ готовились к ней целый год. Насколько хорошо, увидим на самом спектакле. А пока предлагаем оценить процесс подготовки, о котором наш корреспондент Константин СТАРОСТИН написал… целую пьесу!

«Показать «Кухню»

(История создания одного спектакля)

Пьеса в одном действии и шести явлениях

Действующие лица
Людмила Игоревна ЕФИМОВА — режиссёр-основатель молодёжного театра-студии «Шлагбаум»
Анна ЕФИМОВА — помощник режиссёра
Андрей ПАРФЁНОВ — студент 2 курса ИМиФИ
Актёры «Шлагбаума»
Девочка со скрипкой, 7 лет
Мальчик с сачком и 15 бабочками, 21 год

Явление первое

Мастер-класс

Поздний вечер. Просторный зал библиотеки им. БЛОКА. В центре — актёры «Шлагбаума», Людмила Игоревна и девочка со скрипкой.
Мальчик с сачком постоянно вопрошает из суфлёрской будки.

Л.И. А можешь сейчас поиграть чуть-чуть?

ДЕВОЧКА стесняется.

Л.И. Хотя бы просто поводи смычком.

ДЕВОЧКА стесняется больше.

Л.И. Понимаешь, в нашем спектакле ребятам нужно изобразить игру на скрипке. Только это должно быть максимально похоже на работу настоящего музыканта. Вот мы и обратились к тебе за помощью. Сможешь показать, как правильно?

ДЕВОЧКА зажимает скрипку головой, одну руку опускает, другой начинает играть.

Явление второе

Осенние тренинги

М. Чем живёт театр сегодня?

Л.И. Сейчас основной состав — новички, ведь желающих заниматься в «Шлагбауме» стало больше. Первые три месяца работы с новичками обычно посвящены разным тренингам. Есть психологические (учимся раскрывать себя, «предъявлять» окружающим личные достоинства), есть непосредственно актёрские. Тут речь идёт про этюды — ребята изображают животных, походки людей. Наблюдают за каким-то явлением в обычной жизни, а на занятиях пытаются повторить. Работаем мы и над речью, посылом голоса.

М. А тем, кто уже давно в театре, не скучно осенью? Ведь они всё это уже «проходили».

Л.И. Ребята пробуют себя в новой роли — режиссёра. Помогают мне. Сами что-то советуют.

АНДРЕЙ. Дополнительная работа над собой идёт нам только на пользу. Практика ведь никогда не бывает лишней.

Явление третье

Выбор пьесы

Л.И. После нашего прошлого спектакля «Кухня» мы, можно сказать, рискнули. Взяли пьесу попроще — «Всем летящим на северо-запад». Её посоветовал знакомый режиссёр из Омска. Если честно, материал привлёк своей доступностью — в отличие от тех пьес, что мы ставили раньше, здесь всё понятно уже после первого прочтения.

АННА. Долго искали нужную. Перечитали очень много. Именно эта подкупила тем, что рассчитана как раз на новичков.

Л.И. Там даже главных действующих лиц нет. Да и слов у всех примерно одинаково. Количество мужских и женских ролей совпадает. Когда определились с выбором, прочитали материал ребятам. Потом вместе обсуждали, о чём это произведение, пытались понять, чем же конкретно оно «цепляет».

АНДРЕЙ. Непросто обычно понять, что именно нужно донести зрителю своей игрой. Важно сначала это чётко сформулировать для себя, а уже потом начинать репетиции.

Явление четвёртое

Распределение ролей, репетиции

М. Как это обычно происходит?

Л.И. С Анной мы примерно представляем, кому какая роль подойдёт лучше. Важно не только самому раскрыться в ней, но и суметь раскрыть персонаж. Сейчас мы пока «разводим» пьесу на два состава. Новички работают отдельно. А ближе к премьере мы «перемешаемся».

М. Как строится репетиционный процесс? Ребята читают пьесу по ролям или учат всё дома?

Л.И. С каждой пьесой по-разному. Напри-мер, «Кухня» у нас была текстовой — мы не могли начать работу, пока ребята не выучили материал. С этой попроще. Уже начали с этюдов. Перед актёрами я ставлю задачу, а они уже с помощью текста должны справиться с ней, донести то, что нужно. Скоро перейдём к массовым этюдам — это, в основном, танцы. Идеи и движения часто предлагают сами ребята.

М. Сейчас вы отыгрываете всю пьесу по «кусочкам»?

Л.И. Да, состоит она из 14 сцен. Как только отыграли всё, возвращаемся к началу.

Явление пятое

Костюмы, генеральный прогон

Л.И. Костюмы и декорации нам обычно рисует театральный художник. А шьём уже потом всё сами. Для спектакля «Дульсинея Тобосская», например, скроили больше двадцати костюмов. А для «Фортуны» по задумке и вовсе пришлось делать женские костюмы из свадебных нарядов Когда всё готово, обязательно устраиваем перед премьерой генеральный прогон. В костюмах и с музыкой.

М. А бывало, что приходилось что-то менять за день до спектакля?

Л.И. Да, в нашем спектакле «Дульсинея Тобосская» очень долго не могли придумать финал. И за день до премьеры я вспомнила, что в Новосибирске видела один интересный номер у уличного театра. Там молодые люди размахивали какими-то странными конструкциями. Так в конце спектакля у актёров и появились ветряные мельницы.

Явление шестое

Сам спектакль

Увидеть его вы сможете сами уже в мае. Подробная информация появится на официальном сайте СФУ и в группе Центра студенческой культуры Вконтакте.

ДЕВОЧКА. А со скрипкой в первый ряд можно?..

Похожие материалы