Одиннадцать с половиной веков
И еще один год

Недавно на занятии нас со студентами-первокурсниками захватил вопрос: какой праздник в России можно считать национальным? То есть таким, который помогает объединиться по национальному признаку, осознать себя частью великого народа?

Настя БАРАНЧИКОВА убедительно доказывала, что лишь единственный день в году посвящён у нас тому, чтобы русские люди почувствовали гордость за своих предков, своё прошлое, свою недавнюю историю — 9 мая, День Победы. А ведь историческое прошлое нашей страны огромно! Оно вмещает колоссальное количество произошедшего.

Очень необычно это выразила Анна Андреевна АХМАТОВА. Когда она в 1961 году лежала в ленинградской больнице, то рассказала писательнице Наталье ИЛЬИНОЙ о том, как её навестил в больнице один швед:

— И была на нём рубашка ослепительно-белая, как ангельское крыло. И я думала: пока у нас была война, революция, опять война, пока мы обагряли руки в крови, сидели в блокаде, — в Швеции только тем и занимались, что гладили и стирали эту рубашку...

Да, история нашей страны, хотя и трагична, — невероятно богата. Но почему-то не нашлось у нас энергии духа, чтобы закрепить в своей памяти и календаре дни народного празднования этих великих дат и событий.

Далее я буду говорить об одном таком событии и хочу показать его мощный потенциал как национального праздника. Пока только потенциал. Народным он пока не стал.

Одиннадцать с половиной веков и ещё один год мы пользуемся своей славянской письменностью. Духовный подвиг и научный труд по созданию родной для славянских народов азбуки совершил греческий философ Константин из города Солуня (современные Салоники), получивший в монашестве имя Кирилл. Уже одно это его деяние заслуживает многовековой благодарной памяти.

Но величие его гения ещё и в другом. Азбука — это лишь инструмент, он без применения безжизнен. Поэтому Кирилл стал не только создателем алфавита, но и переводчиком на славянский язык первых богослужебных книг. Этот огромный труд он совершал с братом Мефодием.

А затем началась их просветительская деятельность: надо было обучить чтению и письму моравов — славянский народ, который ныне проживает на Юго-Востоке Чехии и в Моравской Словакии; воспитать учеников, распространить письменность среди других славянских народов. И была у братьев ещё одна труднейшая задача: защитить только что созданную молодую письменность, отстоять её право на существование перед нападками римско-католических священников, которые считали, что трёх уже существующих алфавитов (еврейского, греческого и латинского) достаточно для познания книжной мудрости.

Всё это братья выполнили. Иначе как миссией их жизнь не назовёшь. Исполнили они её самоотверженно и беззаветно. Церковь канонизировала их в конце IX века в чине равноапостольных.

Для нас их имена звучат как единое целое, и понятно почему — много совместно сделано братьями. Однако умерли они не только не в один день, но и не в один год: Кирилл ушёл из жизни в 869-м году, было ему 42 года, а Мефодий (мирское его имя Михаил) — в 885-м семидесятилетним. Так что день памяти великих первоучи́телей славянских — 24 мая — это не дата рождения или смерти одного из них. День был назначен православной церковью. В Болгарии, например, он праздновался ещё в XII веке. И нынче для болгар это национальный праздник.

Будет ли он таким для россиян? Ведь история обеих наших стран непростая. Но мы продолжаем её постоянно переоценивать, меняя плюсы на минусы, и наоборот, играя словами и подменяя понятия. Надо всё же время от времени останавливаться в бесконечной переоценке ценностей и признавать существование некоторых непреходящих истин. Например, того, что славянская письменность и культура — великое наследие, которые мы получили в дар от наших предков.

Алевтина СПЕРАНСКАЯ, канд. филол. наук