Письменность до христианства. Чья?

С тех пор, как День славянской письменности и культуры стал более или менее заметным информационным поводом, каждый год в его преддверии отделение филологии превращается в цитадель.

За её стенами шумят полчища осаждающих — тех, кому ведом страшный секрет: оказывается, Кирилл и Мефодий вовсе не приносили на Русь никакую письменность. Эти любители, жаждущие истины, своё «запретное» знание несут с незапамятных времён, когда даже неприступные стены Печер и Соловков стали слишком ненадёжны и не могли скрыть того, что задолго до прихода христианства Русь уже была грамотной. Изредка они поднимают головы: «Руническое письмо русов! — храбро шепчут они, собираясь на заветных явках. — Велесова книга, коварно опрощённая византийскими интервентами! Языческая мудрость, записанная волхвами!»…

А теперь — без шуток.

Причины, по которым наше обыденное сознание отождествляет русских со славянами, заслуживают, пожалуй, научного исследования. Как часто путают эти два понятия — ни в сказке сказать, ни в qwerty настучать. Костерок незнания охотно раздувают в пожар невежества доброхоты из интернетов; длинные косяки уток хищно вострят ядовито-жёлтые перья и с бреющего полёта осыпают уши публики стратегической вермишелью. Среднестатистическому русскому человеку редко приходит в голову, что богатейшая славянская семья народов вовсе не исчерпывается русскими, украинцами и белорусами. Трудный и славный путь Кирилла-Константина и Мефодия-Михаила тянется из Фессалоник в континентальной Греции по черноморским берегам, достигая Крыма и Армении, потом свивает причудливые кольца в Болгарии и Моравии — исконных землях западных и южных славян, но Руси так и не достигает.

Из далёкого и дикого XXI века нам легко вообразить, будто Кирилл и Мефодий принесли плод своих учёных трудов именно в те места, что так привычны нам по школьным картам — вверх по Днепру и дальше, из греков в варяги. Но Кирилл и Мефодий просвещали не русичей, а славян. Сочинённая ими глаголица и названная учениками в их честь кириллица пришли на Русь из сопредельных славянских держав и были приняты как родные. Больше века должно ещё пройти, прежде чем на Руси раскроют страницы золочёных царьградских библий, а молодая грамота уже дерзает, стремится на север, в киевские княжьи палаты, под тяжёлые своды монастырей господина Великого Новгорода. Ещё не зная Христа, русичи уже пользуются даром Его провозвестников. Когда взвились над Корсунем стяги Владимира, и порфирородный император запросил о мире, детище солунских братьев уже давным-давно прижилось на Руси.

Дохристианская письменность? Так и есть, но как бы ни хотелось современным интернет-обличителям доказать обратное — созданная христианскими святыми. В 988 год Русь вошла уже с грамотой, то есть с книгами на понятном русичам старославянском языке. И заслуга в этом — святых Кирилла и Мефодия.

Осада цитадели снята. Штурмующие варвары просят мира.

Назар КРОТОВ, 2 курс ИФиЯК

Похожие материалы