Опыты в невесомости и другое
27 мая — Всероссийский День библиотек

Всем студентам настоятельно рекомендую подписаться на группу «Вконтакте» Красноярской краевой научной библиотеки «Наука — это интересно». Здесь можно узнать обо всех образовательных (и не только) проектах библиотеки — в том числе о котором ниже пойдёт речь.

Итак, в октябре 2013 года сотрудники краевой научной библиотеки решили популяризировать науку. «В Красноярске пару лет назад проходил опрос: у абитуриентов интересовались, кем они хотят стать, — рассказывает заведующая отделом естественно-научной и технической литературы Краевой государственной библиотеки Ирина КОЗЫРЕВСКАЯ. — И всего 2% выбрали профессии биологов, химиков и физиков. Так что начиная проект «Наука — это интересно», мы хотели показать именно это: что наука может быть интересной».

К реализации идеи привлекли молодых учёных. В основном это сотрудники Сибирского отделения Российской академии наук, преподаватели до 30 лет, в числе которых и сотрудники СФУ. Они готовят лекции на самые разные, порой неожиданные темы. Например, «Механика разрушения: последнее слово трещины», «Феномен свечения живых организмов — от применения до творения», «Невероятные открытия в ветеринарии», «Физическое опыты в невесомости» и другие. Кроме того, появляются и темы гуманитарной направленности: «Лица и улицы Красноярска», «Образ Сибири XVIII — XX веков в представлении некоренного населения».

Некоторые презентуют свои собственные разработки, кто-то рассказывает, как применять научные знания в повседневной жизни. Аудитория на лекциях — самая разная. Изначально проект был рассчитан на старшеклассников, но затем стало ясно, что идут слушатели разного возраста: и школьники, и люди после 40 лет. Принципиальной позицией организаторов было добровольное участие посетителей. «Никого силком мы сюда не тащим, смысла в этом нет. Пусть лучше придёт всего 10 человек, но это будут те, кому действительно интересна тема. Зато после каждой лекции у нас — шквал вопросов и бурное обсуждение», — рассказывает И. Козыревская.

Так, на лекцию «Другая идея о формировании планеты Земля» пришло 12 слушателей, однако это только способствовало созданию непринуждённой атмосферы в аудитории. Лектором в этот раз выступал Александр ВЯТКИН, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Института вычислительного моделирования СО РАН. «Интересный доклад должен совершить что-то необычное: слегка перевернуть мировоззрение, показать альтернативную точку зрения, дать понять, что многие вещи, которые люди воспринимают как абсолютную правду, на самом деле весьма спорны», — прокомментировал Александр Вяткин своё выступление.

Красноярцы пока не привыкли проводить свой досуг интеллектуально, но с каждым разом число участников растёт. Многое зависит от темы, хотя некоторые слушатели признавались, что изначально «клюнули» не столько на тему, сколько на звания лектора — «кандидат биологических наук», «младший научный сотрудник» и т.д. Однако по каким мотивам и сколько бы человек ни пришло — 60 или дюжина — для каждой аудитории лекторы выкладываются «по полной».

За несколько месяцев у проекта появились постоянные слушатели. Теперь перед каждой лекцией посетители готовятся по теме, чтобы задать эксперту вопросы и взять от встречи как можно больше. «Такие лекции экономят твоё время на поиск информации, ведь лектора можно «замучить» вопросами», — шутит одна из постоянных посетительниц София. Сама София имеет гуманитарное образование, но на лекции ходит с удовольствием, правда, посещать успевает не все, о чём очень жалеет. «Самое интересное начинается, когда учёный-лектор раскрывает подробности именно своей работы. Так можно понять, кто же такие эти учёные и что в итоге их деятельность даёт».

В мае проект ушёл в отпуск, так как студенты и школьники начинают готовиться к экзаменам. Однако лекции возобновятся в сентябре. В планах — выйти на краевой уровень, подключать по видеоконференции слушателей из городов и районов края. Кроме этого, планируется расширять естественно-научное направление: создать в библиотеке площадку для общественной защиты диссертаций молодых учёных, базу данных научных работ и многое другое.

Наталья ХАЛАНСКАЯ
Рис. Е. КАРПИЛЕНКО