Александр Сорокин

о себе и об искусстве

Я родился в стране, которой уже нет. Воспитывался в обществе, казалось, с непоколебимыми ценностями, моральными и духовными. Учился, служил в армии, работал среди людей поколения моих родителей и дедов, знавших годы репрессий, войну, голод, разруху, подъём своей страны — самой большой и сильной страны, которая носила гордое имя СССР. Люди моей страны были энергичными, целеустремлёнными, умеющими верить, любить и мечтать, полетевшими в космос, покоряющими просторы Антарктики, подчиняющими энергию рек и атома. Сейчас другой век, другая страна, с неясными границами, потерявшая лучшее, что у неё было — широкую, огромную душу, умеющую любить.

Люди перестали улыбаться, в глазах усталость, боль, тревога, в душе нет покоя — она то сжата, словно пружина, то натянута, словно струна, до предела, вот-вот лопнет.

Культура и искусство, воспитывающие души людей, из политически-государственных превратились в социально-заказные. Ценности в обществе изменились. То, что было создано человеческим разумом для облегчения жизни: передвижение в пространстве (транспорт), быстрый обмен информацией (космос, компьютеризация), города (жилые и общественные здания, сложная инфраструктура) — стали приоритетом, смыслом жизни. Духовное отошло на второй план, стало вроде развлечения, забавы.

На рубеже веков XX и XXI расцветает искусство дизайна и синтетические искусства — кино и телевидение. При этом не появляются новые стили, течения, направления, а используются старые, созданные предыдущими поколениями, с разной степенью изменения, приспособления к современным запросам общества.

Но ведь нельзя воспитать душу на рекламных роликах, на рекламных щитах и на проспектах товаров и услуг. Парки и скверы не заменят леса, фонтаны и искусственные водоёмы не заменят реки и моря. Так и заказное искусство не заменит живопись, графику, скульптуру, архитектуру…

Душе, как и растениям, нужен не искусственный свет, ей нужно созерцание прекрасного, сотворённого Богом.

Словно вода в реке, пробегает время. Меняется внешняя форма, то усложняясь, то упрощаясь. Но внутренний мир человека, душа, по сути своей, остаётся неизменной. От огромной информации, свалившейся на наши головы, человек не стал по-другому любить, восторгаться, радоваться, огорчаться, переживать, страдать…

Искусство — это язык общения людей, понятный каждому, независимо от национальности, возраста, образования, вероисповедания. Оно появляется вместе с рождением человека как неотъемлемая часть его внутреннего мира.

У каждого вида искусства есть свои выразительные средства. В музыке — это звук, в хореографии — движение, в литературе — буквы-знаки, в изобразительном искусстве — это цвет, светотень, фактура, текстура, силуэт, линия, пятно, ритм, контраст, нюанс, доминанта, рельеф, статика, динамика, масштаб, симметрия, асимметрия.

«Язык» каждого вида искусства ограничен возможностями инструмента, материала, выразительных средств, что не даёт нам повторить природу, а позволяет лишь рассказать наше личное восприятие увиденного и пережитого. То есть мы за счёт выразительных средств создаём образ того, о чём или о ком мы хотим рассказать. И чем больше в нашем образе будет собрано ассоциативных моментов с тем, о чём мы говорим, тем более это будет узнаваемо другими, так как ассоциативные знания человека об окружающем его мире передаются из поколения в поколение.

Александр Викторович Сорокин — художник-график, профессор кафедры дизайна Института архитектуры и дизайна, член Союза художников России, дипломант Российской академии художеств и Ассоциации современного искусства «ИМАС», Франция. С 2004 года включён в единый рейтинг художников России 18-20 вв. (категория 5В — сложившийся профессиональный художник, востребованный художественным рынком).

Его персональная выставка «Мир чёрно-белой графики» открылась в музейной галерее «Презентация» (пр. Свободный, 76, второй этаж второго корпуса) в рамках проекта «НАШИ» 16 сентября и продлится до 31 октября.

Похожие материалы