Николай ГОЛОВНЁВ: «Стержень у меня есть!»

Правила жизни

Вечно спешащий, всегда чему-то про себя улыбающийся, профессор ИЦМиМ, доктор химических наук Николай Николаевич ГОЛОВНЁВ занимается исследованиями комплексных соединений в растворах и получением новых веществ, обладающих потенциально полезными свойствами. Любимую химию под сомнение никогда не ставил. Публиковался успешно. Аспирантов доращивал до уровня коллег. А ещё — заработал больше всех баллов ЕСН в этом году.

>> Кто-то и больше одиннадцати статей написал. Но у меня соавторы — видные ребята. У них индекс Хирша высокий, а он учитывался.

>> Учительница в школе меня особо способным к химии не считала. Сама она МГУ закончила, такие учителя были на селе. Родом я из Красных горок, Сухобузимский район. Деревня — 50 дворов. У нас света не было долгое время. В младших классах при свечке учился.

>> Вообще мне учителя очень врезались. Людмила Петровна Терентьева в начальной школе — такой терпеливый человек, учитывая мою неспокойность. Такой квалифицированный, человечный… Она меня направляла, и я это чувствовал.

На Эйфелевлй башне

На Эйфелевлй башне

>> В 5-м классе Вера Петровна Кириллова. Строгая, просто повезло. Русский вела. Сейчас вот смотрю на студентов и аспирантов — порой настолько безграмотные. А нас учили так, что в запятых я ещё могу сделать ошибку, но чтобы в слове!

>> А в моей научной биографии определяющую роль сыграл профессор Владислав Андриянович Фёдоров, мой руководитель в аспирантуре. Бесконечно ему благодарен!

>> Из нашего класса многие поступили. В те времена до 10 класса дураков не доводили.

>> У отца было ноль классов образования, но он был бригадиром, какое-то время даже председателем колхоза. Газету по слогам разбирал, но глубокий был человек.

>> Отец не переносил, когда скотину убивают, и я такой же. Чтобы охотой заниматься… А вот рыбалку я долго любил. Был такой азартный! День начинался с того, что я встал и пошёл на речку с удочкой.

>> С отцом мне было хорошо. Он во всём разбирался. Интересовался спортом, политикой. Когда начали бомбить Вьетнам, мы радовались, если там американский самолёт собьют. А ещё радиопостановку «Таня» по Арбузову много раз слушали.

>> У отца внутренняя культура была. Но весь дом на себе тянула мама.

>> В дружбе я рано разочаровался. У меня был друг, младше меня, и мне всё снился сон, что его бьют, а я бегу, спотыкаюсь — и не успеваю ему помочь. Кошмарный был сон, настолько чувство дружбы важным казалось.

>> А потом другой закадычный друг вдруг стал ходить с Володей Рыжовым, был у нас такой лидер. А меня будто предал. И вот нам задали сочинение про лучшего друга, и он написал, что его друг — я, а я такой злой на него был, что написал, что у меня друг — не он, другой. До сих пор стыдно.

>> Я бы себе лет 55 дал. А ещё через пару лет скажу — 50. Поднимаю планку. Душой я моложе.

>> Двое детей, трое внуков. Так что мне надо работать и работать. Я главный добытчик.

>> Как химией не заниматься — она же вокруг нас.

>> Я бы убрал злость и зависть из жизни. Некоторые молодые, перспективные — но занимаются совершенно не тем. Надо в мире с собой жить.

>> Я фанатик своей малой родины, а значит, и родины вообще. Никуда бы не уехал. Каждую ямку на своей речке Бузиме знаю.

>> Я всё разделяю на хорошо и плохо. Но готов к компромиссам, могу удовлетвориться и тем, что наполовину хорошо, наполовину плохо. Считаю, что я адекватен.

>> Довольно поздно, но проснулась боязнь, что умру. Долго меня преследовала. Теперь уже не боюсь. Но думаю: хорошо бы уйти тихо. Был у меня как-то реактив цианистый калий, и пришла мысль оставить его — на тот случай, чтоб никому в тягость не стать. А потом всё-таки избавился от него, чтоб не искушал.

>> У меня много счастливых воспоминаний о детстве, и связаны они не столько с домом, а вот с речкой, как хорошо было, как дышалось…
Родители всё время на работе пропадали, мы предоставлены себе. И часто наша еда была — заваруха. Это мука разбалтывается в воде и туда сахар. Однообразно питались. Но зато у нас всегда были молоко и мёд.

>> В жизни я очень неприхотлив. Жена даже ругает: «Купи ты себе новую куртку!». А зачем? Если б можно, я бы ещё меньше на свой внешний вид внимания обращал.

>> Я уже прошёл этап, когда берёшься за любую работу. Когда за всё хватаешься, ты себя обворовываешь.

>> Если бы раньше за статьи платили! А нам приходилось выбирать между наукой и возможностью заработать. Ездил по заводам, внедрял. А самое обидное — что всё это схлопнулось. Вот на «Красфарме» сделал несколько внедрений — а что толку? Производства-то нет.

>> Я когда кончил аспирантуру, у меня горели глаза. Пропадал на работе. Мне не верят аспиранты, что я в 8 утра приходил и в 8 вечера уходил. Такой был интерес!

>> Когда докторскую писал, было чувство, что напал на что-то. Во многом задача оказалась математическая: научиться предсказывать, при каких оптимальных условиях образуются соединения. Я понял, почему оптимум появляется и как его можно теоретически рассчитать, не прибегая к экспериментам. По сути, разработал методику анализа химических равновесий, на неё ссылаются до сих пор.

>> Я реалист и прекрасно понимаю, что если что-то сделаю значительное, то это будет случайность чистой воды.

>> Порой знаю, что ничего из этого конкретного студента не получится, но пробую.

>> Студентам на несколько дней даю задание, потому что мало ли — заболеют, или встреча отменится. Так пусть вперёд знают, что делать.

>> На лекции никогда не опаздывал, здесь я к себе требователен. И если сказал дипломникам, что приду в 10, то приду. А в обиходе могу что-то забыть.

>> Просто так мне не сдашь. Нас с молодости приучили: минимум знаний — он должен быть.

>> Любимая книга — про Швейка, я её уже зачитал.

>> Куда ехать, с женой выбираем. Но Италию я заказал. Барселона — потому что там мой любимый футбольный клуб. Но Италия фундаментальнее. И сразу видно, что более богатая, и народ к нашему близок, разговорчивый.

>> Меня крестили вместе с внучкой, лет в 50. А до этого был нехристь.

>> Самое главное — доброта. У нас очень много озлобленных людей. Потом — целеустремлённость. Достичь профессионализма — это заслуживает уважения.

>> Учебник может прочитать любой студент. А ты должен знать не в десять, а в сто раз больше.

>> К лету стараюсь освободить себя от работы, сейчас выкладываюсь. Потому что деревня, внуки! Старшей будет 13, и моя большая мечта — стать работающим прадедом.

УЖ

Похожие материалы