МАСТЕР-КЛАСС А.В. ЩЕРБАКОВА, заместителя декана факультета филологии и журналистики

Первое впечатление обманчиво

Как-то в приемную комиссию факультета за пять минут до окончания рабочего дня зашел абитуриент. (К тому времени я уже по выражению лица много мог сказать о том, каков характер поступающего). Этот абитуриент еще на входе выронил все свои вещи. Потом, когда сел за стол, судорожно стал искать ручку, попутно роняя всё еще раз. С пятой попытки ему удалось написать заявление под опекой технических секретарей. Когда абитуриент ушел, я сказал, что минут через пять он вернется. И действительно, под бурный хохот и аплодисменты он вернулся за оставленными в приемной комиссии вещами… Теперь это студент пятого курса, у которого, несмотря на рассеянность, совсем нет плохих оценок и есть шанс получить красный диплом.

Братья и сестры

Несколько лет назад поступал к нам на факультет выпускник медучилища. Все документы были в порядке, но секретариат поразила запись в дипломе: присвоена квалификация «медицинский брат» по специальности «сестринское дело». Вот уж действительно, непостижимо величие русского языка! А абитуриент не поступил, уж очень безграмотным оказался…

Нарочно не придумаешь

Работа в приемной комиссии — это всегда много самых нелепых ситуаций. В прошлом году случайно в руки попало письмо-направление из Республики Тыва, адресованное ректору Красноярского государственного университета А.С. Пивоварову! До сих пор храню этот документ. [Фамилия ректора была Проворов...]

Чему учит классика

Произошло это во время педагогической практики. Объясняю старшеклассникам, что в пьесах А.Н. Островского фамилии героев «говорящие» и что важно даже в каком они порядке расположены в перечне действующих лиц. Так, в «Грозе» сначала называется Дикой, потом Кабаниха, а уже потом все остальные. Пытаясь подчеркнуть значимость этого, говорю: «Заметьте, что сначала называется Кабаниха, а потом Тихон, ее сын. А не наоборот, Тихон, а потом Кабаниха, мать его». После короткой паузы класс разражается смехом. Смеюсь и я над двусмысленностью фразы. Но еще смешнее то, что если сказать «Кабаниха, его мать», смысла все равно будет два.

Слышал звон…

Однажды, в контрольной работе по русскому языку и культуре речи вместо слова «тавтология» вижу «туфталогия»… Что ж, видимо студент понимает по-своему, трактуя происхождение от слова «туфта». В этой же контрольной анафору студент обозвал анафурой.

На экзамене по античной литературе одна моя однокурсница, рассказывая о поэтессе Сапфо, жившей на острове Лесбос, почему-то вдруг заявила, что Сапфо — автор цикла о лесбийской любви. Преподавательница, помнится, минут пятнадцать не могла остановить свой смех.