«Эрудит» к юбилею


Сейчас каждый ребёнок знает, что 9 Мая — это День Победы. А вот вы в курсе, что целых 17 лет в нашей стране не отмечали этот праздник? И почему?

27 марта в гостях у СФУ побывала интеллектуальная игра «Эрудит». Её представили: автор, заслуженный учитель России Игорь Жоржович СОВКОВ, администрация и педагоги Центра дополнительного образования № 5 города Красноярска, главные действующие лица — игроки команд-финалистов интеллектуальной игры «Эрудит» по истории, краеведению из шести школ Советского района, победители городского конкурса вопросов, посвящённого 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Идея игры родилась в 1989 году. Внешне правила выглядят довольно просто (хотя на самом деле они сложнее). Ведущий зачитывает вопрос, после этого начинается отсчёт времени, на раздумье даётся 60 секунд. Кто первый нажмёт сигнальную кнопку — тому и отвечать.

В сезоне 2014–15 учебного года 28 команд из школ города принимали участие в играх «Эрудита». Побороться за победу приехало шесть команд-финалистов: «Экстрим» (школа № 24); «КЛИО» (шк. № 56); «Метеор» (шк. № 91); «Алмаз» (шк. № 147); «Искатели» (шк. № 149); «Всезнайки» (шк. № 150). В составе каждой команды по 5-7 человек — победители отборочных туров, игр со зрителями и лучшие игроки школ.

Зрительский зал также активно участвовал: ребята наперегонки поднимали руки, стараясь принести дополнительный балл своей команде либо пополнить свой личный рейтинг. Ведь если ни одна из команд не могла ответить на вопрос, он адресовался залу.

Но некоторые вопросы ставили в тупик и зрителей. К примеру, один из таких вопросов: «Во время блокады Ленинграда остро стоял вопрос о заменителях муки. Использовали жмых, сою, рисовую пыль. Когда иссяк запас и этих продуктов, то было применено промышленное сырье деревообрабатывающей промышленности для производства хлеба с 20%-м содержанием этого вещества. Что добавляли в хлеб блокадного Ленинграда?» Из ответов звучало: «опилки», «кора», «зола», «клей», «стружка». А верный ответ — «целлюлоза».

Победителем игры стала команда «Метеор» школы № 91, финалистом (2-е место) команда «Всезнайки» школы № 150.

Илья МЫЛЬНИКОВ, капитан команды «Метеор»: «Победа для нас стала неожиданной, поэтому эйфория радости царит в нашем коллективе. У каждого из нас достаточно знаний в области истории, так что мы особо не зацикливались на подготовке, а сделали ставку на смекалку и эрудицию каждого игрока команды. И каждый внёс свою лепту в победу. Мне очень приятно как капитану, что наша команда, наконец, пришла к победе, ведь с позапрошлого сезона мы не достигали успеха».

Саша ЮДИН, «Экстрим»: «Подготовка была серьёзной, заняла несколько недель, было проработано много вопросов, повторены и изучены многие интересные факты из истории Великой Отечественной войны. Некоторые вопросы были сложными —
ответ можно было только знать; другие лёгкими — и можно было догадаться…».

К финальной игре был проведён городской конкурс вопросов «Знать и помнить», посвящённый 70-летию Победы. На конкурс прислали около 750 вопросов, в нём приняли участие более 230 человек. Авторами стали люди разных категорий и возрастов, среди них даже первоклассники. Менеджер игры и член жюри Зинаида Игнатьевна ГАВИЛОВСКАЯ рассказала, что одна девочка прислала на конкурс 45 вопросов! «Одна из задач проведения конкурса вопросов о войне заключалась в том, чтобы дети не просто выучили исторические даты, но попытались найти такие факты из истории военных лет,
которые можно положить в основу интересного, да к тому же ещё и качественного, т.е. достойного принять участие в игре, вопроса. Поверьте, это очень не простое дело. Мы рады, что участники конкурса узнали много нового для себя».

Игорь Жоржович Совков: «В будущем мы планируем организовывать и проводить дистанционные игры со школами городов, посёлков Красноярского края, ближайших регионов. Надеемся, что сможем осуществлять совместную деятельность с Гуманитарным институтом и, возможно, с другими институтами СФУ».

Ада БУГАКОВА

Предлагаем нашим читателям ответить на часть вопросов, которые были заданы школьникам во время игры «Эрудит»

1. Перед Второй мировой войной большая часть миномётов в европейских армиях имела калибр 81,4 мм. Как обосновали советские конструкторы предложение о разработке отечественных миномётов калибром 82 мм?

2. На территории мемориала «Хатынь» находится квадратный траурный постамент. В трёх его углах расположены три берёзки, в четвёртом горит вечный огонь. В память о ком горит этот огонь вместо четвёртой берёзки?

3. В конце августа 1941 года Гитлер беседовал с Муссолини, рассказывая ему о своих планах покорения мира. Муссолини иронически заметил: «С такими аппетитами скоро ничего не останется покорять, кроме Луны». На территории какого города проходил этот разговор?

4. Многие ошибочно считают, что это оружие является русским, хотя на самом деле оно британское. Широко использовалось во время Первой и Второй мировых войн. Русское название прижилось с неправильным ударением на втором слоге. Назовите его.

5. Советский самолёт во время разведывательного полёта обнаружил колонну немецкой бронетехники, направляющуюся к Москве. На её пути никто не стоял. Тогда было принято решение бросить перед колонной десант из только что укомплектованного сибиряками полка. Противник был ошеломлён, когда рядом с ним в снег из низко летящих русских самолётов посыпались люди в белых полушубках. Подымаясь из снега, они тут же вступали в бой. Колонна была разбита, и наступление остановлено. В чём главная особенность этого Можайского десанта?

6. В июле 1941 года, защищая Ленинград, он одним из первых в Великой Отечественной войне совершил лобовой таран фашистского самолёта. Первый красноярец, удостоенный звания Героя Советского Союза. Погиб в воздушном бою под Ленинградом 23 октября 1942 года. Его именем названа одна из улиц Красноярска. Назовите его.

7. С востока на запад чуть ли не ежедневно двигались эшелоны с пленными, арестованными. За каждым поездом закреплялся офицер СС, получавший все необходимые инструкции. Если в инструкции стояли литеры «А» или «М», это означало почти верную смерть для пассажиров эшелонов. Что означали эти буквы?

8. В 1942 году Сталин подарил президенту Рузвельту копию фильма «Волга-Волга». Рузвельт, посмотрев фильм, не понял смысла подарка и попросил перевести слова песен. После этого он воскликнул: «Вот теперь понятно!». Что именно понял американский президент?

9. Нынешняя Германия не считает себя побеждённой стороной. Почему?

10. В битве на Курской дуге советские солдаты нарекли «Зверобоем» самоходку, попадание даже осколочно-фугасных снарядов которой в новые немецкие танки «Тигры», «Пантеры» и «Элефанты» полностью выводило их из строя, отрывало башни. Как немцы прозвали нашу самоходку?

Ответы

1. Этот миномёт может стрелять трофейными минами, а миномёты противника не смогут использовать его снаряды.
2. В память о каждом четвёртом погибшем жителе Белоруссии.
3. Брест.
4. Пулемёт Ма́ксима («Максим»), изобрёл Хайрем Стивенс Максим.
5. Десантники (добровольцы) прыгали из самолётов в снег без парашютов, 12% при падении погибли.
6. Николай То́тмин — военный лётчик.
7. А — Аушвиц (Освенцим), М — Майданек.
8. В песне, посвящённой пароходу «Сев­рюга», были слова: «Америка России подарила пароход: с носа пар, колёса сзади и ужасно тихий ход…». Рузвельт понял, что Сталин упрекает американцев за то, что они до сих пор не открыли второй фронт.
9. Германия не считает себя преемником нацистского государства, потому и не считает себя побеждённой стороной.
10. «Консервным ножом».