многоцветная
Портрет преподавателя

У всех – своё назначение,
И правда, и путь, и свечение…
Т.А. Матнина. «Избранное»



«…Кстати, познакомьтесь: это Татьяна Алексеевна Матнина, работает у нас доцентом». Так началось (высоко — на шестом этаже, в архипелаге офисных столов, среди нагромождений архитектурных макетов) представление, или, если угодно, создание портрета.

Эскиз
Татьяна Алексеевна не слишком похожа на преподавателя «как-их-представляют-студенты». Подвижная, яркая, удивительно многоцветная в дневном освещении. Легче всего в ней угадывается то, что принято именовать творческим началом. Без кавычек, разумеется, потому что во внешности и в манерах нет вычурного, пафосного, того, что иногда заслоняет и подменяет собой истинно художественную натуру. Просто ловишь взгляд и понимаешь: перед тобой человек, привыкший вглядываться, выпытывать у мира его тайны, высматривать красоту там, где есть ее проблеск. В ближайшие пять минут выясняется, что первое впечатление — верно: Татьяна Матнина — мастер художественной фотографии, участница музыкальной группы, поэтесса и при этом — кандидат архитектурных наук, член Союза архитекторов, вот уже пять лет преподаватель кафедры градостроительства.

Границы и контуры
Семья Матниных незаурядна: уже много лет Татьяна работает в тандеме со своим братом Алексеем — вместе организуют фотовыставки, со-творчествуют в нью-эйджевой группе «Вертикальный поток», дружат, как бывает, если узы крови совпадают с духовными узами.

Татьяна Алексеевна делится тайной: «Началось все с того, что мой брат всерьез увлекся эзотерикой… Подружился с шаманом. А шаман подружился с ним. И подарил ему бубен. Настоящий, шаманский. Из бычьей кожи. И провел ритуал. Ударил брат в бубен и… запел горловым. Ну, может быть, и не совсем горловым — сагэ, хомэй, каргэн…— но очень похоже. Пришлось мне тогда научиться играть на варгане. И тоже пройти ритуал у друга-шамана на позволение бить в бубен. Не на камлание. Для музыкальной игры, услаждения слуха. А когда два человека ладно бьют в бубны, на них трудно внимания не обратить. Обратили».

Татьяна много путешествует: Саяны — место отдохновения и вдохновения одновременно. Множество фоторабот посвящено этим местам, и работы эти — «дань восхищению миром, его гармонией и совершенством». Развитое визуальное восприятие удачно соседствует в художнице с вербальным: многие пейзажные фотографии сопровождаются стихами.

Однажды, в конце 80-х, Татьяне Алексеевне довелось выступить в качестве художника-оформителя в Красноярском книжном издательстве: «Оформила две книги из серии «Писатели-фантасты на берегах Енисея». Было время — я рисовала. Сейчас его, времени, что-то совсем нет. Только надежда не умирает, что время когда-нибудь снова вернется. Ведь ей, надежде, так по статусу положено, умирать последней. Когда уже совсем ничего не останется — ни времени, ни пространства…».

Т.А. Матнина окончила Архитектурный факультет Красноярского инженерно-строительного института (нынешнего ИАС СФУ), защитила кандидатскую диссертацию в Московском архитектурном институте. Ее работа со студентами-архитекторами — «по специальности», но: «Никогда не знаю, как правильно себя называть. Раньше говорила, что архитектор… Вообще-то, я преподаватель, учитель. Вот что мне нравится. Это призвание, если хотите. Мне необходимо верить, что, придя в аудиторию, увидев умные глаза, молодые красивые лица, я сумею заронить хотя бы в двух-трех студентах осознание того, что они, собственно, будут делать по жизни. Не просто проектировать, но создавать особую, образующую человека архитектурную среду. Думаю, у меня это получается».

Свое будущее Татьяна связывает именно с вузом. «Хотя ни от фотографии, ни от музыки, ни от стихов – не откажусь. Никогда».

Работа цветом
«Мне удается пейзаж, природный и городской, я люблю снимать природу, обнаруживать неожиданные ракурсы», — утверждает Татьяна. Смотрю на фотографии: камушек, коряга и подтаивающий кристаллистый, сахарно-рыхлый снег складываются в грустную морду собаки-бассета («Весна. Ледяная собачка. Базаиха» — на фото внизу).

Пламенеющие газонные цветы на Предмостной томно пригнулись под тяжестью первого снега, нагая дева, уносимая быком, замерла на фоне суши-бара, — и, на миг перестав быть Европой, показала вдруг «сэйлормуновский» профиль в стиле японских анимэ. Это «Снежность».

Тяжело и упорно движется коренастый, бронированный, стально-серый жук-носорог, —крохотный жучок на синей ткани, — тевтонский рыцарь, собравшийся в поход («Базаиха. Жук-носорог»).

Последние штрихи
Интересуюсь: «Татьяна Алексеевна, что Вы делаете, когда не в мастерской и не в аудитории, когда руки не заняты фотоаппаратом, карандашом или варганом?».Т.А., почти не задумываясь над ответом: «Нравится танцевать, кататься на роликах, лыжах, велосипеде, даже если это не совсем получается. Ролики и велосипед я начала осваивать только в 2007 году… Главное — активно проводить свое свободное время. При этом – периодически я очень люблю тишину, тихую музыку и туманы… Такие вот контрасты».

Татьяна МОРДВИНОВА

«Ледяная собачка»