Герои без «Золотой Звезды»

Русский солдат никогда не воевал ради наград. Главным делом было – Отчизну от врага защитить, чтобы, если повезёт домой вернуться с войны, не стыдно было землякам в глаза смотреть. А если судьба — жизнь положить за Отечество, то побольше с собой врагов забрать.

Нет в других армиях такого самопожертвования, как у нас. Русский солдат закрывает своим телом амбразуру ДЗОТа; лётчик, оставшись без патронов, идёт на воздушный таран; подбитый советский самолёт твёрдой рукой лётчика направляется в скопление наземной техники врага; команда маленького парохода «Сибиряков» вызывает на себя огонь фашистского крейсера, чтобы спасти Диксон; оставшийся один артиллерист бьётся с вражескими танками до последнего снаряда. И таких подвигов множество.

Да, не ради наград. Но… Издревле существовали награды для отличившихся воинов. И всегда были особо почётные, такие как Георгиевский крест и Георгиевское наградное оружие в царской армии, в СССР — орден Красного Знамени в Гражданскую войну и, особенно, установленное в 1934 году звание Героя Советского Союза. 244 наших земляка удостоены этого высшего отличия Родины.

Не секрет, что далеко не всякий подвиг в годы войны был замечен, а тем более отмечен наградой. Быть ли храбрецу с наградой — очень сильно зависело от командиров всех рангов, начиная от первого непосредственного начальника и до Президиума Верховного Совета СССР в последней инстанции. И это в условиях войны! Уже в начальном периоде войны право награждения медалями и орденом Красной Звезды было делегировано от имени Президиума Верховного Совета СССР командирам воинских соединений. Награды более высокого ранга утверждались по нарастающей — командующими армиями, фронтами. Звание Героя Советского Союза — присваивалось Президиумом Верховного Совета СССР по представлению командующих фронтами. Поэтому путь наградного листа на «Золотую Звезду» для рядового бойца был длинен: от написавшего наградной лист командира батальона к командиру полка, затем — к командиру дивизии, корпуса, армии, командующему фронтом и, наконец, — в Москву.

К сожалению, никто не был застрахован от субъективности вышестоящего командира, который мог решить, что боец достоин награды более низкого ранга. Редки случаи, когда вышестоящий командир повышал ранг награды, чаще занижал. Яркий пример: командир сапёрного взвода 355-го стрелкового полка 1-й гвардейской стрелковой дивизии лейтенант Артем Григорьевич ФОМЕНКО командиром полка трижды представлялся к награждению орденом Красного Знамени (23 декабря 1941, 17 января 1942, январь 1943), эти представления поддерживал и командир дивизии. Но А.Г.Фоменко был награжден последовательно медалью «За отвагу», медалью «За боевые заслуги» и орденом Красной Звезды.

Мой рассказ о красноярцах, представленных к званию Героя Советского Союза, но по вышеуказанным причинам этого звания не получивших.

КРЮЧКОВ Пантелей Петрович

Родился в 1916 г. в с.Райково Усть-Абаканского района Хакасии. В Красной Армии с 29 февраля 1943 г., призван Усть-Абаканским РВК Хакасской АО Красноярского края. Окончил ШМАС.

С 11 мая 1943 — воздушный стрелок Ил-2 235 штурмового авиаполка 264 ШАД 2 Украинского фронта. Всю войну летал в одном экипаже штурмана эскадрильи Героя Советского Союза лейтенанта Григория Кирилловича ДЕНИСЕНКО.

Старшина. Награжден двумя орденами Красного Знамени (5.01.1944, 11.02.1945), орденами Отечественной войны 1 степени (2.12.1945), Отечественной войны 2 степени (4.08.1944), Красной Звезды (19.09.1943), медалями. После войны вернулся в родное село.

Из представления к званию Героя Советского Союза от 17 мая 1945 г.:

«… На фронте с 11 мая 1943 г. Его прицел точен, его храбрость и ловкость в воздушном бою не знает границ. Совершил 205 боевых вылетов на Ил-2, участвовал в 63 воздушных боях с истребителями противника. Летает стрелком в экипаже ведущего группы штурмовиков. Имеет на своем счету 12 сбитых самолётов противника: 6 лично сбитых и 6 в групповом бою.

6 ноября 1943 г. был получен боевой приказ 12 самолётам Ил-2 под прикрытием 6 самолётов Як-7б уничтожить колонну танков и автомашин противника по дороге Васильков-Жуляны. При подходе к цели группа Ил-2 была встречена сильным огнём зенитной артиллерии противника. Но штурмовики шли смело в атаку на врага и уничтожили 4 танка и 12 автомашин.

На обратном курсе старшина Крючков заметил группу самолётов противника — 9 Ю-87, идущих в стороне на встречных курсах под прикрытием 8 Ме-109. Оповестив командира и красной ракетой стрелков о появлении воздушного противника, сам приготовился к бою.
Ме-109 бросились в атаку на ведущего группы, чтобы разбить строй штурмовиков. Стрелок самолёта ведущего старшина Крючков длинной очередью прицельным огнем поджёг один Ме-109, который горящим врезался в землю. Истребители противника с ещё большей яростью стали атаковать самолёт Крючкова. Он отбил ещё 4 атаки до подхода истребителей прикрытия.

12 января 1944 г. при выполнении боевого задания на разведку войск противника в районе Липовец в сложных метеоусловиях, на подлёте к цели Крючков, увидев у леса в лощине сосредоточение танков, передал об этом командиру. Определив численность танков, развернулись домой. На обратном пути подверглись атаке 10 самолётов ФВ-190.Экипаж принял неравный бой. Один ФВ-190 стал заходить в хвост, тов. Крючков двумя короткими очередями сбил его. Второй проскочил вперёд, его из пушек сбил командир. Отбивая атаки, Крючков, не давая самолётам противника вести прицельный огонь, обеспечивал безопасность возвращения своего самолёта. Противник усилил атаки. Два самолёта ФВ-190 пытались взять Ил-2 в вилку. Этот маневр противника был своевременно разгадан, командир совершил резкий смелый маневр, а Крючков, используя этот момент, мастерски сбил ещё один ФВ-190. Экипаж отлично выполнил боевое задание и привёз ценные сведения о противнике.

4 февраля 1944 г. при сложных метеоусловиях в вечерние сумерки группа из 6 Ил-2 должна была уничтожить транспортные самолёты противника на аэродроме Корсунь-Шевченковской группировки. При подходе к цели группа была встречена сильным огнём зенитной артиллерии противника. Старшина Крючков заметил, что западнее аэродрома действуют две зенитные батареи противника, передал об этом командиру экипажа.

4 Ил-2 принялись обрабатывать стоянки с самолётов на аэродроме. Сделав 3 захода и совершив 5 атак, при выводе из атаки старшина Крючков огнем из своего пулемета зажег 2 Ю-52. В этом бою было уничтожено 12 Ю-52 и 3 Ю-52 повреждено.

16 июля 1944 г. выполняя боевое задание группа из 6 Ил-2 под прикрытием 4-х истребителей вылетела в район Радзехув. Искусным маневром прорвав завесу зенитного огня, штурмовики точно вышли на цель. Выполнив задание, легли на обратный курс. В этот момент появились 12 ФВ-190. На самолёт Крючкова напали 2 ФВ-190, один стал атаковывать сверху, но огонь пулемёта заставил его отвалить в сторону. Второй произвёл атаку снизу. Взаимодействуя с летчиком, Крючков попросил его сделать «горку». В момент «горки» Крючков дал длинную очередь и сбил ФВ-190.

20 марта 1945 г. группа из 12 самолётов Ил-2 под прикрытием 6 самолётов Як-9 получила боевое задание штурмовать живую силу и технику противника в районе Коч. При подходе к цели встретили 28 ФВ-190 противника. Появление противника первым заметил старшина Крючков, предупредив об этом командира экипажа – ведущего группы. По радио и красной ракетой были оповещены остальные экипажи.

Первые два ФВ-190 атакуют самолёт ведущего. Длинной очередью старшина Крючков сбил один ФВ-190. В это время у его пулемёта произошёл обрыв ленты. Сообщив командиру экипажа, сам стал быстро устранять задержку. В это время на его самолёт пошли в атаку вражеские истребители. Крючков применил хитрость — взял ракетницу и выстрелил несколько раз по противнику. ФВ-190, приняв ракеты за трассы, отвалили, атака была отбита.

Пока вторично ФВ-190 заходили в атаку, у Крючкова пулемёт уже был наготове. ФВ-190 смело заходит в хвост, намереваясь сбить штурмовик с короткой дистанции, и тут Крючков, подпустив его до 100-120 метров, дал длинную очередь и зажёг. В этом бою стрелок Крючков сбил два самолета ФВ-190.

За проявленное мужество, доблесть и боевое мастерство в совершённых 205 боевых вылетах, 63 воздушных боях, сбитые 12 самолётов противника достоин высшей правительственной награды — звания Герой Советского Союза.

Командир 235 ШАП подполковник Безденежных».

Под заключением «Достоин звания Герой Советского Союза» поставили подписи все вышестоящие командиры: командир 264 авиадивизии подполковник Московкин, командир 5 штурмового авиакорпуса генерал-лейтенант авиации Каманин, командующий 5 Воздушной армией генерал-полковник авиации Горюнов, командующий 2 Украинским фронтом Маршал Советского Союза Малиновский. Тем не менее по какой-то причине старшина Пантелей Петрович Крючков приказом Командующего ВВС Красной Армии № 095 от 2.12.1945 г. был награждён лишь орденом Отечественной войны 1-й степени!

ПОЛОСУХИН Пётр Игнатьевич

Родился 12 июля 1918 года в с.Ново-Федосовка Епифанского района Тульской области. В 1935 году окончил среднюю школу в г.Черногорске. Жил в г. Черногорске, ул.Артёма д.8 кв.18. В Красной Армии с 21 сентября 1938 года. Призван Черногорским РВК. С марта 1942 по октябрь 1942 – курсант Дальневосточного артиллерийского училища. С октября 1942 г. по апрель 1943 г. — командир взвода управления 1132 гаубичного артиллерийского полка 1-й Отдельной Краснознаменной армии на Дальневосточном фронте.

В действующей армии с 28 апреля 1943 года — лейтенант, командир батареи 152-мм гаубиц 3-го дивизиона 89-й тяжелой гаубичной артиллерийской бригады разрушения на Центральном и 1-м Белорусском фронте.

31 июля 1943 г. был награжден орденом Красной Звезды.

Из наградного листа — представления к званию Героя Советского Союза от 21.11.1943 года:

«…В боях за деревню Романовка на правом берегу реки Днепр в районе южнее Речица проявил образцы отваги и героизма. 18 ноября 1943 года, когда немцы пошли в атаку и приблизились к артиллерийским наблюдательным пунктам в районе д. Романовка, организовал оборону своего пункта, пытаясь задержать продвижение врага ружейным и пулемётным огнём. Когда немцы подошли вплотную к НП, лично возглавил взвод и повёл его в контратаку. Во время контратаки лейтенант Полосухин из личного оружия уничтожил 6 гитлеровцев, часть гитлеровцев была уничтожена его подчиненными.

В это время вторая группа немцев обходила соседний НП. Лейтенант Полосухин повёл свой взвод выручать товарищей и совместно с ними отбросил врага на исходный рубеж. 19 ноября 1943 г. немцы вновь предприняли атаку, подошли вплотную к НП. Положение было тяжелое, и командир батареи лейтенант Полосухин ВЫЗВАЛ ОГОНЬ НА СЕБЯ. Когда среди немцев началось замешательство, контратакой своим взводом отбросил остатки противника.

Когда противник был отброшен от НП, разведчик доложил, что справа немецкие солдаты захватили батарею 76-мм орудий соседней бригады и развернули её для стрельбы по нашей пехоте. Лейтенант Полосухин со своим взводом атаковал группу противника и выручил орудия соседней бригады.

Достоин присвоения звания «Герой Советского Союза». Подпись - командир 89-й ТГАБрР полковник Опоков.21.11.1943 г.
Приказом Командующего 1-м Белорусским фронтом № 067 от 9.02.1944 г. лейтенант Полосухин был награжден орденом Красного Знамени.

С 18 декабря 1943 г. — старший лейтенант, с 23 апреля 1945 г. – капитан Полосухин и дальше воевал бесстрашно. Легко ранен 1 мая 1945 года.

Из наградного листа от 13 мая 1945 г.: «…В наступательных боях по овладению г. Берлин с 29 апреля по 2 мая 1945 г. показал себя мужественным и бесстрашным офицером. В уличных боях в Берлине всё время находился в боевых порядках 2 стрелкового батальона 451 стрелкового полка 64 стрелковой дивизии. Батарея тов. Полосухина за период боев с 29 апреля по 2 мая 1945 г. разрушила 8 каменных зданий, превращённых противником в сильные опорные пункты, подавила огонь 10 пулемётных точек, рассеяла и частью уничтожила до роты пехоты противника.

1 мая 1945 года во время смены наблюдательного пункта тов. Полосухин с разведчиками был обстрелян немецкими снайперами, засевшими в одном из каменных зданий. Будучи раненым тов. Полосухин, рискуя жизнью, очистил дом от вражеских автоматчиков, занял НП и продолжал командовать батареей. Меткими батарейными залпами были подавлены все огневые средства противника, находящиеся перед фронтом 2 батальона. Наша пехота без потерь выполнила поставленную перед ней задачу.

За отличные боевые действия, храбрость и мужество, проявленные в боях за Берлин, тов.Полосухин достоин правительственной награды – ордена Александр Невский».

Командир 3 дивизиона 89 ТГАБрР майор Галкин».

6 июня 1945 г. приказом командующего фронтом № 0249 отважный офицер был награжден орденом Александра Невского.

ИВАНОВ Фёдор Иванович

Родился 20 февраля 1916 года в д. Заплывная Большемуртинского района Красноярского края. Жил в с. Б.Мурта ул. Партизанская, дом 100. Колхозник колхоза «Восток». В Красной Армии с сентября 1937 года по 1940 и с 15 сентября 1941 года. Призван Большемуртинским РВК. Курсант полковой школы, командир отделения, старшина роты в 94-й стрелковой дивизии. Участник Финской войны в феврале-марте 1940 г. — старшина роты 9 стрелкового полка 94 стрелковой дивизии. С сентября 1940 по январь 1941 г. — слушатель Томских КУКСЗ СибВО. С июня по август 1942 г. — младший лейтенант, слушатель КУКС Западного фронта. С января по сентябрь 1941 г. — командир-инструктор Большемуртинского райсовета Осоавиахима.

С сентября 1941 по январь 1942 г. — командир роты 220-го запасного стрелкового полка СибВО. С января по апрель 1942 г. — заместитель командира стрелковой роты 599-го стрелкового полка 145-й стрелковой дивизии Западный фронт. С 17 апреля по июнь 1942 г. — в госпитале по тяжелому ранению. С июня по август 1942 г. – слушатель КУКС Западного фронта. С августа 1942 по июнь 1943 г. — старший лейтенант, командир стрелковой роты 4-й отдельной стрелковой бригады. С июня 1943 г. — командир роты автоматчиков 369-го стрелкового полка 212-й стрелковой дивизии Западный фронт. С июля 1943 г. — капитан, командир 2-го стрелкового батальона 369-го стрелкового полка 212-й стрелковой дивизии Западный фронт. С 29 октября по декабрь 1943 г. в госпитале по легкому ранению. С декабря 1943 г. на прежней должности в составе 61-й Армии 3-го Прибалтийского фронта.

Майор Иванов убит в бою 29 сентября 1944 года под ст. Сигулда Латвийской ССР.

Награждён орденами Александра Невского (приказ 61 Армии № 262 от 6.08.1944 г.), Красной Звезды (приказ 10 Армии № 0561 от 21.10.1943), медалью «За отвагу» (приказ 4 ОСБр № 011 от 6.05.1943).

Из наградного листа от 17.07.1944 г.:

«…В наступательных боях 3-5 июля 1944 г. умело форсировал реку Свирь и труднопроходимую болотистую местность, на протяжении 6 километров вместе с материальной частью, перенося всё людьми, вышел на исходный рубеж.

В течение 4-5 июля 1944 г. отразил несколько контратак противника, нанося ему потери в технике и живой силе. Во время всех боев тов. Иванов находился в боевых порядках, лично показывая образцы мужества и отваги.

10.07.1944 г. под личным руководством тов. Иванова один взвод форсировал реку Свирь, зайдя в тыл противника, с боем вошёл в д.Лопатин, отрезав пути отхода врагу. Умелым маневром захода в тыл противника тов. Иванов обеспечил взятие д. Лопатин, после чего немедленно организовал дальнейшее преследование врага.

Достоин правительственной награды — ордена «Отечественная война» 1-й степени.

Командир 369 СП подполковник Володенко».

Приказом войскам 61-й армии № 262 от 6.08.1944 г. награжден орденом Александра Невского.

Из наградного листа-представления к званию Героя Советского Союза от 29 сентября 1944 г.:

«…Товарищ Иванов в боях на Рижском направлении на подступах к городу Сигулда 28 и в ночь на 29 сентября 1944 года со своим батальоном прорвал сильные укрепления в обороне немцев и, выбив их из траншей, закрепился в траншеях противника. Немцы превосходящими силами пехоты при поддержке танков в течение 14 часов подряд предпринимали беспрерывные контратаки с разных направлений. Товарищ Иванов героически выдерживал натиск врага. Когда кончились все боеприпасы, немцы смогли приблизиться к боевым порядкам батальона и стали забрасывать их гранатами. Не желая отступать с захваченных позиций, тов. Иванов лично сам схватывал на лету немецкие гранаты и бросал их обратно в немцев. Его примеру последовали бойцы и офицеры батальона. Все 26 ожесточенных контратак были отбиты.Тов.Иванов удержал важный плацдарм для наступления и в момент прихода подкрепления пал смертью героя.

За исключительное мужество и самоотверженность, повлиявшие на успешное выполнение боевой задачи, достоин присвоения звания «Герой Советского Союза» посмертно.

Командир 369 стрелкового Кобринского Краснознаменного полка полковник Володенко. 29.09.1944 г.
Командир 212 стрелковой дивизии полковник Кучинев.30.09.1944 г.
Командир 80 стрелкового корпуса генерал-майор Буторин. 30.09.1944 г.
Командующий войсками 61 армии генерал-полковник Белов.15.10.1944 г.»

15.10.1944 г. вместе с командующим армией наградной лист подписал и член военного совета 61-й армии генерал-майор Дубровский, но потом появляются следующие поправки: запись «Достоин присвоения звания Героя Советского Союза (посмертно)» зачёркнута и наискосок ниже — более поздняя запись карандашом: «Дать орден Отечественной войны 1-й степени» 4.12.1944 г. Дубровский».

Что заставило главного политработника армии изменить своё мнение через полтора месяца? Этой же рукой подчёркнуты в наградном листе строки, где написано: «…тов. Иванов лично сам схватывал на лету немецкие гранаты и бросал их обратно в немцев. Его примеру последовали бойцы и офицеры батальона». Рядом — знак вопроса. Не поверил политработник? Остаётся только догадываться…

В итоге вместо «Золотой Звезды» Героя Советского Союза погибший комбат был посмертно награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. Не захотел политработник оценить по достоинству кажущийся невероятным поступок погибшего офицера. Жаль…

Вот такие судьбы у наших земляков, настоящих Героев Великой Отечественной:

— воздушный стрелок штурмовика Ил-2 старшина Крючков имел личный счёт сбитых самолётов врага больше, чем у лётчиков–истребителей.

— командир артиллерийской батареи лейтенант Полосухин в критический момент боя вызвал огонь артиллерии на себя, чудом остался жив и вышиб немцев с плацдарма.

— командир батальона майор Иванов проявил вообще не укладывающиеся в голове чудеса героизма и самопожертвования.

Как можно было не отметить этих людей по заслугам? Хотя, наверное, найдутся критики — мол, ордена же получили, подвиг не остался не отмеченным. Пусть это моё личное мнение, но я считаю, что величие совершенных этими людьми подвигов заслуживает более высокой оценки. Восстановить справедливость никогда не поздно.

Вячеслав ФИЛИППОВ

Похожие материалы