Возможность быть как все

С первого мая в СФУ введена новая должность — проректор по инклюзивному образованию. Эти обязанности возложены на директора Торгово-экономического института СФУ, профессора Юрия Леонидовича АЛЕКСАНДРОВА. Новый функционал появился в соответствии с рекомендациями Минобрнауки РФ по активизации данной деятельности в учреждениях высшего образования. В настоящее время более 20 ведущих вузов страны участвуют в эксперименте по реализации модели инклюзивного образования.

В ТЭИ СФУ с 1996 года в партнёрстве с педагогами красноярской школы-интерната № 1 имени В.П. Синякова, реализуется научно-образовательный проект «Профессия и здоровье», направленный на обучение студентов с нарушениями двигательных функций.

В институте есть Учебно-методический центр по обучению инвалидов в СФО, налажен контакт со многими городами России: Москвой, Казанью, Екатеринбургом и др. С проректором по инклюзивному образованию встретился наш корреспондент.

— Юрий Леонидович, с первого мая вы вступили в должность. Каков план действий?

— Сейчас во исполнение письма Минобрнауки РФ проводим мониторинг всех институтов и филиалов СФУ на предмет их готовности к работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Если раньше акцент делался на очное обучение, то сейчас речь идёт и о заочниках. Этим детям нужен индивидуальный подход, адаптированные программы, дополнительное время. Сейчас в университете обучается 171 инвалид, не говоря о тех, кто не имеет инвалидности, но в чём-то ограничен.

— Торгово-экономический институт первым начинал работу с детьми, имеющими нарушенное здоровье. Такой базы, как у вас, нет, пожалуй, ни в одном красноярском вузе. Мне показали сенсорную комнату, физиокабинет, комнату психологической разгрузки, кабинет лечебной физкультуры…

Кабинет лечебной физкультуры

Кабинет лечебной физкультуры

— Проект мы осуществляем только за счёт внебюджетных средств. Например, оборудовать сенсорную комнату помогла компания «Ванкорнефть». Приобрели сюда специальные кресла, турманиевые маты. Есть в комнате и «умное» массажное кресло с очень сложной программой. В кабинете лечебной физкультуры — беговая дорожка, тренажёр «Rodeo», под контролем специалиста здесь могут заниматься даже студенты с ДЦП. Многое у нас сделано для удобства инвалидов: широкие дверные проёмы, поручни, отдельная просторная туалетная комната (у каждого студента с ОВЗ — входной чип). Хотелось бы ещё раздевалку довести до ума, поставить здесь душевую кабину.

В своё время к нам приезжали специалисты по работе с инвалидами из Италии и Франции и были приятно удивлены тем, что мы делаем. Для занятий ребят с ОВЗ наш институт предоставил несколько учебных аудиторий, оборудованных компьютерной техникой. Имеется аппаратура, позволяющая обучать дистанционно. В век всеобщей компьютеризации грех было этим мощным инструментом не воспользоваться…

Кстати, два последних года СФУ выделяет средства для профессорско-преподавательского состава на разработку проектов по дистанционному обучению. В прошлом году в СФУ проходил семинар на эту тему, обучались преподаватели вузов со всего края. Больных людей у нас меньше не становится, и вряд ли эта тенденция изменится в лучшую сторону.

Комната психологической разгрузки

Комната психологической разгрузки

Когда мы только начали работать со школой-интернатом № 1, столкнулись с рядом проблем. Поскольку ребята специфичные, им трудно всё время сидеть, поэтому у нас они учились и стоя, и лёжа. Понадобились не просто парты, а специальные столы с определённым меняющимся углом наклона столешницы. С первых дней эти дети хотели заниматься в общем потоке, быть как все, хотя это может навредить их здоровью. Где-то мы шли навстречу, где-то пытались переубедить.

— Если учесть, что здание института строилось давно, то каково здесь передвигаться, подниматься на верхние этажи инвалидам-колясочникам?

— Безбарьерная среда — вообще отдельная «песня». Должны быть входы, лифты, указатели и прочее. Вот сейчас в СФУ и общежития, и библиотека построены по новым стандартам, здесь всё продумано — и въезд в здание, и подъём. А у нас в ТЭИ, чтобы втиснуться в дверь лифта на коляске, человек должен быть снайпером.

Архитектурно-доступная среда — это далеко не всё. Охватить медико-психолого-социальным сопровождением одного нашего института весь университет — нереально. Важно подготовить преподавателей, научить их толерантности. В штате университета обязательно должны быть тифло– и сурдопедагоги, тьюторы. Этой проблемой на Западе занимаются очень давно, и сочувствующих людей там гораздо больше. В Европе, например, почти за каждым инвалидом, начиная со школы, закрепляется тьютор, который своего подопечного встречает и сопровождает в течение дня. Его работу оплачивает государство. И ещё: когда я был в Лондоне, увидел современное колесо обозрения. Удивило, что одну треть очереди на этот аттракцион составляли колясочники. Почему? Для них — отдельный вход в кассу, и все кабины обзорного колеса удобны и доступны. Это не пустяк, а видение глубины проблемы, это стратегия!

— Кстати, все ли ваши выпускники с особенностями здоровья нашли себе работу?

— Пока что мы даём инвалидам только экономические специальности, и большинство из них трудоустроены. Нам не стыдно смотреть в глаза работодателям, выпускники доказывают, что они профи.

В нашей стране долгое время государство не занималось всерьёз и системно включением инвалидов в учёбу, да и в нормальную жизнь. Одним махом проблему, конечно, не решить, для этого нужен коллектив единомышленников, и в нашем случае единомышленниками должны выступить директора всех институтов.

Завершается учебный год, и нынешним выпускникам СФУ хотел бы сказать: уважаемые коллеги! Студенческая жизнь закончилась… Впереди новые горизонты. Пусть они будут для вас шире и перспективнее. Не теряйте студенческого задора и креативности. И помните: жизнь — это постоянный экзамен!

Вера КИРИЧЕНКО
Любовь ИВАНОВА, 3 курс, ТЭИ: «Прог­рамма «Профессия и здоровье» для студентов с ограниченными возможностями — это и знания, и новые знакомства, и реальная помощь. Мы не только получаем образование в престижном институте СФУ, но и поддерживаем своё здоровье».

Кристина КОВАЛЁВА, 3 курс, ТЭИ: «Пона­чалу учебные нагрузки университетского уровня для меня были непривычно тяжёлыми, но тут есть сопровождение, помощь, поддержка. После учёбы я могла сходить на физиопроцедуры, лечебный массаж, отдохнуть в специальных комнатах. И открывалось второе дыхание! Благодаря этой программе лицам с ограниченными возможностями здоровья намного легче получить высшее образование».

Похожие материалы