Бизнесмен, рождённый в СССР

На сайте Политехнического института СФУ в разделе «Знаменитые выпускники» в числе прочих указано имя генерального директора группы компаний «Медведь Холдинг» Николая Владимировича БЯКОВА.

Сегодня, глядя на преуспевающего бизнесмена, не верится, что жизнь его не всегда была такой безоблачной. Рос без отца, приходилось помогать матери. «С 12 лет я на каникулах подрабатывал тем, что сколачивал ящики для урожая. И по пальцам попадало, и занозы… тяжело приходилось», — вспоминает Николай Владимирович.

Позже, когда окончил Назаровский энергостроительный техникум по специальности «Строительные машины и оборудование» и поступил на вечернее отделение в Красноярский политехнический институт, пришлось самому зарабатывать на жизнь. «Рано встаёшь — дворником, а как подмёл, бежишь в институт — гардеробщиком. Студентов раздел — побежал на лекции. В общежитие пришёл — плотником на полставки (окна застеклить, замки вставить). Воспитателем в общежитии подрабатывал, а по выходным экскурсии на Столбах проводил… Заядлый был столбист, помню, как дурачась, вниз головой с Перьев спускался, жизнью своей рисковал…».

Через три года Николай Бяков с вечернего отделения перевёлся на дневное. Окончил вуз по специальности «Эксплуатация автомобильного транспорта».

— Всё, чему в вузе научили, потом сильно помогло в жизни, — рассказывает Николай Владимирович. — Например, когда устроился завгаром, пригодились навыки ремонта автомобилей. А позже, когда в лихие 90-е начинал свой бизнес, — понадобились знания бухгалтерии, налогового законодательства.

Биография Николая Владимировича — полноценный сюжет для художественного фильма о человеке из народа, рождённом в СССР и сколотившем капитал в годы перестройки. Всё было: и бандиты могли убить, и с мошенничеством сталкивался, и с вымогательством… Помогала интуиция и хорошая спортивная подготовка (Бяков в прошлом — чемпион Сибири и Дальнего Востока среди юниоров по боксу). Работоспособность, высокая требовательность к себе и другим, целеустремлённость — штрихи к портрету главного героя.

— В этом здании будет наше управление и музей фирмы, — Николай Владимирович показывает на устремлённую ввысь пристройку к главному офису, напоминающую башню авиадиспетчеров. — Только это будет управление не полётами, а бизнес-процессами. —
В музее обязательно выставим аккумулятор — с него начинался бизнес; покажем первые футболки, которые носили как униформу… Экспонатов много, ведь первая компания (BNV — Бяков Николай Владимирович, многие тогда путали название с BMW) появилась 23 года назад.

Тогда я остался безработным, а надо было кормить семью. Пришлось погрузить в «Москвич» какие-то запчасти, запасной аккумулятор и ехать на автобарахолку. Выручив небольшие деньги от продажи запчастей (аккумулятор у меня украли), пришёл на завод резинотехнических изделий, где кооператоры собирали аккумуляторы. Когда стал брать у них товар на продажу, появились деньги, начал закупать аккумуляторы в Иркутской области, на Свирском аккумуляторном заводе. Спустя некоторое время открыл первый магазин по оптовой и розничной продаже аккумуляторов, который затем перерос в центр по сервисному обслуживанию автомобилей. Через несколько лет компания превратилась в крупнейшую в крае дилерскую сеть по продаже, гарантийному и сервисному обслуживанию автомобилей ведущих мировых марок. Сейчас в холдинг входят 18 автосалонов, в том числе коммерческий транспорт Volkswagen и «Доступный сервис», 13 магазинов АКБ и центр кузовного ремонта.

— Кризис почувствовали?

— Падение рынка ощутимо, но на нашем пути — это уже четвёртый кризис. Выстояли тогда, надеюсь, и теперь выйдем из него достойно. Буквально месяц назад выиграли тендер и получили дилерство BMW в городе Новосибирске.

— Николай Владимирович, что для вас работа: труд, дело жизни, бизнес, хобби?

— Всё вместе! Жена Людмила мой заместитель, у неё три высших образования, раньше она работала в Москве представителем марки BMW. Наш старший сын Константин, ему сейчас 32 года, также окончил Политехнический институт. Сейчас он работает директором компании «Элит Авто» официального дилера автомобилей и мотоциклов BMW и вывел мотоциклетное направление в лидирующее по России, а сервис дилерского центра признан лучшим по итогам 2013 года (по версии журнала «Автобизнесревю»). Также он занимается развитием направления Trade-in и магазином мотоэкипировки KLIM.

В последнее время семейные ценности начинают выходить для меня на первый план. Чтобы уделять больше внимания младшим детям, изменил график работы. Стараюсь следить за здоровьем: утром обязательно зарядка, пробежка, 30 отжиманий, 15-18 подтягиваний… Зимой всей семьёй встаём на горные лыжи.

— Поддерживаете ли вы лично или через компанию связь с университетом?

— Очень тесную! Я вхожу в Ассоциацию выпускников. Мы учредили стипендию для поощрения лучших студентов, спонсируем турниры по боксу, помогаем в проведении Дня автомобилиста, участвуем в культурной жизни родного института. Кроме того, на базе нашего холдинга создан филиал кафедры автотранспорта, студенты проходят у нас практику. Ребята изучают бизнес-процессы, а сдав технику безопасности, участвуют в слесарных работах.

Есть у нас свой учебный центр, где, например, работу двигателя внутреннего сгорания можно наблюдать в разрезе! В нём установлены светодиоды, и всё, что внутри происходит, хорошо видно. В учебном центре тренеры преподают секреты бизнес-процессов, рассказывают, как вести себя с клиентами; учат ремонту автомобиля, знакомят с новинками техники в мире.

Я и сам беседую со студентами, делюсь опытом, приз разыгрываю за лучший вопрос. Есть в штате фирмы специальный сотрудник, отвечающий за связь с кафедрой транспорта.

Ежегодно у нас на предприятии проходят практику в среднем 60 студентов СФУ. В штате компании — около 150 выпускников университета — это более 10% персонала (всего в холдинге занято чуть более 1000 работников).
Кроме того, я вхожу в государственную экзаменационную комиссию ПИ СФУ.

— Значит, можете оценить уровень выпускников?

— Ребята подкованные, но что касается технической подготовки, то изучают они на факультете, как и много лет назад, ЗИЛ, МАЗ, КрАЗ, а надо, чтобы представлены были и современные двигатели и автомобили.

Совет нынешним студентам и выпускникам

В жизни всегда надо учиться. И то, что преподают в вузе, хоть и кажется на первый взгляд не нужным, потом пригодится. Не ленитесь, следите за своим здоровьем, занимайтесь спортом. Никогда не отчаивайтесь, даже если вы остались без работы, как я в своё время. Это знак свыше: значит, что-то надо поменять в своей жизни и идти вперёд.

Вера КИРИЧЕНКО

Похожие материалы