Реальность не украшают


Второй год в СФУ проходит фотоконкурс «Университетская фотография». В этом году на конкурс поступило 197 заявок из университетов самых разных статусов и профилей, начиная с федеральных, заканчивая сугубо профессиональными институтами кино и телевидения. Участники представляют Калининград, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Якутск, Архангельск, Новосибирск, Киров, Ставрополь, Краснодар, Иркутск, Владивосток. Соотношение студентов и сотрудников среди авторов фотографий — примерно 85 и 15, если в процентах.

Фотоснимки и фотосерии на конкурс принимались по трём номинациям: «Наука», «Свет» и «Свободная тема». К их оцениванию было привлечено авторитетное жюри: Александр КУПЦОВ — известный красноярский фотограф, инициатор конкурса; Наталья КОГАН — бильд-редактор газеты «Ъ-Наука — Коммерсантъ»; Григорий ТАРАСЕВИЧ — главный редактор современного российского журнала о науке «Кот Шрёдингера» и редактор отдела «Наука» в журнале «Русский репортёр».

На главную номинацию конкурса «Наука» поступили самые разнообразные заявки. Кто-то составлял фотогербарии красноярских лесов, кто-то — фотоколлекции местных птиц; некоторые пытались запечатлеть магию смешения химических элементов в пробирках. Но безусловным фаворитом оказалась макросъёмка. Челябинский метеорит, кристаллы, капля йода при многократном увеличении превратились в полотна, которым позавидовали бы Марк РОТКО или Джексон ПОЛЛОК.

Жюри вынуждено было признать, что в этом году по-настоящему научно выглядят только те фотографии, которые сделаны с применением лабораторного оборудования (микроскопов, химических веществ, поляризованного света и т.п.). Впрочем, это неудивительно: интерес к научной фотографии в последние годы пробудился во всём мире, и если мы начнём изучать снимки победителей других подобных конкурсов (например, Кембриджского университета или научного журнала «Nature»), то убедимся в том, что под научной понимается фотография, созданная с применением высоких технологий и экспериментального оборудования — будь то наномикроскопы, сканирующие микроскопы, искусственные условия для имитации сгорания огня в турбине самолёта или спутники.

Победители в номинации «Наука» все из СФУ: первое место — Ольга ПЕРФИЛОВА, доцент, серия «Удивительный мир горных пород».

Второе место — Борис ЛОБАСТОВ, студент, серия «Микромир кристаллов»; третье место — Михаил СУББОТИН, сотрудник, фото «Растения светятся». Борис Лобастов и Михаил Субботин уже второй год участвуют в конкурсе и занимают призовые места, так что, возможно, мы имеем дело с теперь уже профессионалами научного фото.

Номинация «Свет» была введена в связи с тем, что в 2015 году конкурс проходит параллельно с престижным событием — фестивалем науки в Красноярске, темой которого стал «Свет» (нынешний год ООН объявила Годом света). Снимки в этой номинации прокомментировала Наталья Коган: «Большинство работ любительские и поверхностные: лампочки, луна, блики в объективе, светопись фонариком... Мне понравились работы, которые, как мне кажется, хороши именно как картинка, то есть не только про явление, но и про ощущение…».

В результате были определены победители: первое место — Екатерина ФУНИНА, студентка УрФУ (серия «Магия света»).

Второе место — Евгений МОИСЕЕНКО, инженер-исследователь СФУ(«Мир теней»); третье место — Георгий КОПЫТОВ, студент СФУ (серия «Движения теней незримых таинственно сплетают рисунок световой») и вновь Михаил Субботин («Гроза на Саяно-Шушенской ГЭС»). Специальное упоминание жюри — Елена БОРИСЕНКОВА, студентка БФУ («Прогулка с лучшим другом»).

По поводу отбора победителей и финалистов в номинации «Свободная тема», куда была прислана большая часть заявок, у жюри разгорелись самые серьёзные дебаты. Московскую часть жюри тянуло к чистоте и монументальности сибирских пейзажей, коих на конкурс поступило огромное количество (Байкал, горные хребты и перевалы, Ергаки и т.п.); красноярскую же часть — к композиционной точности в представлении душевных сцен любви и одиночества. Нельзя было не обратить внимание и на техничность и профессионализм многих участников конкурса. В конечном счёте жюри решило руководствоваться изначально заявленным критерием — выделить авторов, мыслящих концептуально и оригинально, обходя стороной «красивенькие» и открыточные снимки, чьи авторы забывают о главной цели любой фотографии — документировать реальность, а не приукрашивать её. Так что глянцевые фото с расхожими и клишированными темами и сюжетами нещадно отсеивались членами жюри.

Александр Купцов: «Первое место жюри единогласно отвело «Истории одного человека» Тимофея ЧЕРНЫШОВА, так как снимки данной серии передают ощущение, когда хочется побыть одному. Это близко и знакомо каждому. Внимание жюри привлёк один кадр из серии «Развитие событий» Сергея РОДОВИКОВА, которому присудили третье место. Проблема этого в целом хорошего снимка в том, что автор чрезмерно увлёкся вмешательством фотошопа. В своём желании улучшить снимок с помощью обработки фотографы заходят за грань; зритель начинает чувствовать, что его обманывают, и это сразу обесценивает снимок. Как только фотограф начинает врать — фотография умирает. Кадр ничуть не потеряет своей ценности от того, что не будет идеальным. То же касается и второй серии на третьем месте — «Истинные обитатели Санкт-Петербурга», где местами чувствуется чрезмерная открыточность; документальный подход улучшил бы содержание этих фотографий. Кроме того, в этом году мы получили огромное количество фотографий Ергаков, среди которых особенной чистотой и техничностью отличается серия «Величие природы» Андрея БАРАНОВСКОГО».

Итак, победители номинации «Свободная тема»: первое место — Тимофей Чернышов, студент УрФУ.

Второе место — Екатерина СИЛИНА, студентка ДВФУ («Мост, море, чайка и любовь»); третье место — Сергей Родовиков, студент СФУ («Лесные пожары на о. Хубсугул») и Антон МАЛЬКОВ, студент университета ИТМО (серия «Истинные обитатели Санкт-Петербурга»); специальное упоминание жюри — Елена Борисенкова («Дотянуться до звёзд») и Андрей Барановский, аспирант СФУ (серия «Величие природы»).

***

Фотографии победителей вы уже можете видеть вместо рекламы на остановке «Госуниверситет», а также в холле Библиотеки СФУ. В скором времени некоторые фотографии будут размещены на страницах журнала «Кот Шрёдингера». И уж точно со всеми материалами вы сможете познакомиться на сайте фотоконкурса univerfoto.sfu-kras.ru (а фото победителей уже есть на http://news.sfu-kras.ru/node/16050), специально сделанном в популярном нынче формате «лонгрида».

Александра СИТНИКОВА