Камни, а светятся!

Сложно было не заметить, что во время фестиваля науки на газоне справа от Библиотеки СФУ выросли семь камней: днём они вполне могут сойти за новое ландшафтное украшение газона, но вечером вдруг превращаются в озадачивающую светящуюся композицию.

Камни представляют собой инсталляцию «Сибирский сад светящихся камней» и созданы художником Василием СЛОНОВЫМ, техноинноватором Андреем ГОРДИЕНКО и продюсером Артёмом РУДЕНКО. Одновременно это первый пример science art, расположившийся на территории нашего кампуса.

Идея производства подобных объектов возникла в ходе обсуждения гипотетической «Лаборатории научного искусства» на базе СФУ. Будь у нас подобная лаборатория, она решала бы две проблемы. Во-первых, обеспечивала взаимодействие между учёными, художниками и студентами, где учёные с помощью творческих практик выходили бы за пределы традиционных схем логического мышления (что в результате помогало бы неожиданным образом решать научные проблемы), а художники получали бы возможность поработать с современными технологиями (в искусстве XXI века многим творцам зачастую требуются роботы, нейрофизиологическое оборудование и даже доступ к генетическому программированию бактерий для создания своих произведений). А студенты, понятно, приобретали бы компетенции и творческой деятельности, и работы с высокотехнологичными материалами.

Во-вторых, работа лаборатории дополнила бы университетский кампус произведениями искусства, создающими креативную среду для встреч, размышлений и творческого вдохновения в научном плане.

«Сибирский сад светящихся камней» стал первым результатом работы в этом направлении.

Изначально к сотрудничеству пригласили красноярского художника Василия Слонова, он и предложил идею сада камней, так как давно озадачен проблемой поиска сибирской идентичности. Вместе с коллегами Слонов уже ввёл понятие «сибирский ироничный постмодернизм», полагая, что ироничность — особенное качество сибиряков. В продолжение рассуждений об идентификации сибиряка Слонов не обошёл тезис о том, что Сибири близок восточный менталитет с вдумчивой созерцательностью, а визуально представить это можно, создав сибирский аналог знаменитого японо-китайского сада камней. Как известно, в саду количество камней, их расположение и взаимопересечения имеют определённый смысл. На сегодня художник создал уже два сада камней: ватный в Москве в Центре современного искусства «Винзавод» и светящийся в Красноярске перед СФУ. По словами самого Слонова, это только начало, он собирается и дальше создавать сады камней из разных материалов.

Однако собравшись делать сибирский сад светящихся камней, Василий Слонов не представлял себе, какая технология позволила бы это осуществить. Начались поиски учёного-напарника. И как часто бывает в хороших начинаниях — помог случай: художник встретился с Андреем Гордиенко, выпускником Политехнического института, который к 2013 году запатентовал собственную технологию GorANNic, позволяющую соединять многоточечный светящийся пиксель с любыми поверхностями, превращая их в экран, программируя их на свечение или показ видеоизображения. Гордиенко опробовал свою технологию на брусчатке, полагая, что её можно использовать для укладки посадочных полос на аэродромах, для размещения рекламы на тротуарах и т.п. По признанию изобретателя, сам бы он не решился на эксперимент по использованию своей технологии на криволинейных поверхностях, какой и являются отлитые из художественного бетона камни, так как в таких случаях рассчитать правильные варианты размещения пикселя на поверхности крайне сложно.

Вот здесь и пришла на помощь иррациональность художника, готового на странные эксперименты. В университетском саду камней можно наблюдать разные варианты введения света «под кожу» бетонных истуканов: от хаотичного плотного точечного красного свечения центрального камня к более упорядоченным ромбовидным ареалам свечения разных цветов у камней поменьше. Кстати, презентация проекта проходила в формате дискуссии о пользе научного искусства в кафе «Барселона», в которой принимали участие представители практически всех федеральных университетов страны. Молодые учёные тут же поняли суть технологии и выстроили перспективы её использования: «Это разрыв шаблона. Действительно шаг вперёд. Может быть, генетики вырастят светящиеся деревья, и из нашей жизни исчезнут фонари. Наши дети будут думать: как люди жили без этого раньше?» — предположила Надежда ТКАЧ, аспирант ДФУ.

Рождённый в результате сотворчества художника и учёного проект постепенно обрастает смыслами. Он и рифмуется с моделью молекулы на эмблеме СФУ, которую также составляют семь закрученных по спирали элементов; он и визуализирует идею о том, что сибирская земля богата драгоценными камнями, алмазами и золотом; он и рождает простор для фантазий, и плодит новые народные легенды (кто знает, может быть, теперь перед сессией студенты больше не будут тереть нос бронзовому А. Поздееву, а поспешат прикоснуться к красноватому свечению камней?). Ну, а делегация представителей федеральных университетов страны в качестве возможного применения инсталляции придумала, что это мог бы быть хороший тест: предлагать своим возлюбленным интерпретировать это произведение science art и делать выводы — всё ли у второй половины в порядке с фантазией и оригинальностью мышления.

Александра СИТНИКОВА