Про биогазовую ферму, cкважину, роботов

и другие достижения немцев в технологиях

Пять студентов из трёх институтов СФУ (ИСИ, ИУБПиЭ, ПИ) и два преподавателя-руководителя в середине сентября провели неделю в Восточно-баварском техническом университете Амберг — Вайден (Германия). Поездка называлась «Летняя школа», поскольку у немецких студентов семестр начинается в октябре, а в сентябре — ещё каникулы.

Программа школы оказалась насыщенной, а впечатления — настолько сильными, что один из участников, студент ИСИ Артём ИЗОХВАТОВ, написал целый реферат-отчёт об этой поездке. Специальность Артёма — «Строительство уникальных зданий и сооружений», поэтому внимание он обращал в первую очередь на технические вещи. Впрочем, они — и самые поучительные.

***

…Нам нужно было преодолеть расстояние порядка 6,5 тысяч километров, пролететь половину России и Европы. Если не учитывать ожидания пересадок, то мы провели в самолёте около 8,5 часов. И вот мы в аэропорту Мюнхена. На календаре — 11 сентября, а в голове примерно такие мысли: «Мои друзья сидят сейчас на парах, а я… а я в Германии!».

Нас встретили немецкие студенты и команда из Тамбова — вместе мы отправились в наш хостел в городе Вайден. Ехали на автобусе и на поезде. Нельзя было не заметить особенностей местного транспорта. Автобус имел пневмоподвеску и мог опускать кузов для более удобной посадки пассажиров, что очень удобно, когда ты с багажом. Но больше всего меня удивили поезда. Рельсы без стыков, прохлада, мягкие сиденья и тишина, никакого шума. Скорость около 130-160 км/ч, при этом на повороте он её практически не снижает, а наклоняется, как самолёт.

На следующий день мы отправились на экскурсию в город Регенсбург. Весь город газифицирован, и люди пользуются газовыми котлами, но также нам рассказали о новой тенденции — установлении CHP-блоков. На деле это обычный двигатель, который может работать на газе или дизельном топливе, он имеет больший КПД, чем газовый котёл, поэтому сейчас активно распространяется в Европе.

Артём с Анастасией Щепетовой (ИУБПиЭ), экскурсия на предприятие по переработке песка.

Артём с Анастасией Щепетовой (ИУБПиЭ), экскурсия на предприятие по переработке песка.

Что касается простых зданий (не архитектурных памятников), то на крыше мы часто видели солнечные батареи, а по пути в город встречали целые поля из них.

Экскурсия на предприятие по переработке песка в г.Фрейхунгсанд началась с презентации. Затем нам выдали халаты, каски, и мы отправились в производственный цех. Нам показали, где промывают песок, где его сушат, где он проходит очистку, упаковку, в общем, все стадии. Всё шумит, гремит, а кругом — ни одного сотрудника. Когда мы задали вопрос: «Сколько человек работает на производстве?» — нам ответили, что обычно двое, во время больших заказов — четверо. Все процессы полностью автоматизированы, и люди нужны только для контроля за работой всех этих систем.

Больше всего меня восхитил робот. Он определял гранулометрический состав песка. Я сразу вспомнил наши занятия в ИСИ на «Строительных материалах», где мы делали то же самое вручную. Я просто замер на несколько минут и смотрел, как он это делает: сам берёт сито, просеивает, чистит сито и убирает на место.

В конце экскурсии нам показали карьер. В производстве используют только песок бежевого оттенка, а песок рыжего цвета откладывают в сторону, он содержит слишком много примесей. Вообще, я заметил, что бетон в Германии не имеет оттенков, он не зеленоватый, не серый, а практически белый. Думаю, в том числе это благодаря такому тщательному подходу к делу.

На биогазовой ферме нам пришлось затыкать носы. Получение биогаза — достаточно сложный процесс и имеет много тонкостей. В качестве сырья используются растительные культуры (рожь, пшеница и др.) и фекальные отходы коров. Всё это смешивают, сушат и получают сырьё, похожее на опилки. Сырьё закладывают в реактор, где оно под действием определённых бактерий разлагается в несколько стадий. В результате образуется метан, который приводит в действие двигатели. На данной фабрике два двигателя мощностью по 150 кВт каждый. Они снабжают около 20 коттеджей электричеством и теплом круглый год.

Одна из самых глубоких геологоразведочных скважин планеты

Одна из самых глубоких геологоразведочных скважин планеты

Показали нам и уникальную скважину KTB глубиной 9 км, которую немцы пробурили для анализа низлежащих слоёв и пород и для наблюдений за сейсмической активностью. Датчики в скважине могут зафиксировать землетрясения за тысячи километров от неё. Заглянуть в саму скважинау нам, увы, не удалось, она закрыта металлической крышкой, но экскурсовод сказал, что если случится извержение газа или магмы, крышка вряд ли поможет.

Если на производстве по переработке песка я увидел только одного робота, то на фарфоровом заводе «Seltmann» их были десятки! Создание гипсовой формы, обжиг, фасовка — всё автоматизировано. Как робот берёт тарелку, окунает её в глазурь, затем аккуратно вытирает о губку и передаёт другому роботу для шлифовки — это надо видеть. Я сразу вспомнил фильм «Терминатор: восстание машин» — здесь эта тема действительно актуальна, ведь машин в сотни раз больше, чем людей. Все ёмкости и конвейеры имеют датчики, и когда любопытный экскурсант тянет свои руки, чтобы что-то потрогать, производство останавливается, и машины замирают.

на финальной презентации

на финальной презентации

Практически после каждой экскурсии мы собирались в Баварском техническом институте и подводили итоги, делали презентации в командах, состоящих из немецких и русских студентов. Немецкие студенты очень трудолюбивы, всегда готовы помочь и ответить на какой-то вопрос. На экскурсиях они всё конспектировали.

Меня также впечатлили технологии в аудиториях института. В помещении не видно ни одного проводка, при этом преподаватель со своего планшета может открыть окно на проветривание, опустить жалюзи, отрегулировать звук, включить проектор. Кстати, проектора тоже не видно, он спрятан за стеклом. Даже огнетушитель окрашен в цвет аудитории, что в совокупности говорит о высоком уровне технологий и дизайна.

Кроме образовательной программы были, конечно, и другие события: концерт классической музыки, музей керамики, грустное знакомство с концентрационным лагерем в Флоссенбюрге, прогулки по баварскому лесу, кстати, очень похожему на красноярские Столбы (Столбы, конечно, мощнее, зато по баварским «столбам» можно передвигаться на горном велосипеде).

В Баварском лесу. Похоже на наши Столбы?

В Баварском лесу. Похоже на наши Столбы?

А итогом нашей недели стал русский вечер, где мы познакомили наших друзей-немцев с частичкой России. Было весело наблюдать, как немцы едят икру и пирожки, танцуют под Верку Сердючку, испуганно смотрят на водку и вникают в русские игры. В этот день гостями были они.

За эту неделю наблюдений за жизнью и культурой другой страны я понял, что Германия очень озабочена возобновляемыми источниками энергии, повышением КПД технологий, уменьшением загрязнений. Там всячески поощряют современные автомобили с низкими выбросами, зелёное строительство и, наоборот, увеличивают налоги на неэффективное жильё и старые авто. У них есть огромные фабрики по переработке отходов. Весь цикл производства пытаются построить таким образом, чтобы снизить энергопотребление и вредные выбросы. Воспитание и строгая политика помогли Германии добиться в этом деле отличного результата.

К сожалению, мы в России пока не задумываемся о таких проблемах. Ведь у нас гигантские запасы леса, огромные ГЭС, низкая плотность населения... Но, надеюсь, понимание того, какой вред мы наносим сами себе, когда не задумываемся об экологии и энергоэффективности, уже приходит и к нам.

***

И.В. ТАРАСОВ, к.т.н., доцент кафедры проектирования зданий и экспертизы недвижимости: «Мы уже несколько лет сотрудничаем с Германией, до этого были в Бранденбургском университете, а в июне-июле этого года проводили международную школу на базе СФУ, куда приезжали четверо немецких профессоров — рассматривались вопросы экологии и экономики в строительстве, рекультивация земельных участков бывших промышленных объектов и вопросы повторного использования строительных материалов. Во время сентябрьской поездки в Германию мы обсудили возможность создания совместной международной лаборатории «Экономика и управление энергоэффективностью зданий», получили согласие немецкой стороны осуществлять научное руководство российских магистров по этому направлению; достигнута договорённость по обмену студентами и др.».

Похожие материалы