90 дней на дорожную карту

К этой крупной победе — включению в проект «5-100» по повышению международной конкурентоспособности российских вузов — наш университет шёл два года. На первом этапе минобрнауки РФ отобрало для подготовки в пул глобальных лишь 15 вузов. И вот 26 октября стало известно, что ещё 6 университетов смогли успешно защитить свои программы и войти в проект «5-100» — помимо СФУ это Балтийский федеральный университет, Первый московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова; Российский университет дружбы народов; Тюменский и Южно-Уральский госуниверситеты.

Первые эмоции по поводу радостной новости уже улеглись, университет получил поздравления с судьбоносной победой и от руководства края, и от стратегических партнёров. А теперь начался отсчёт тех 90 дней, в течение которых должна быть разработана дорожная карта реализации проекта до 2020 года, конечная цель которого — создание университета с эффективной структурой управления, международной академической репутацией, отвечающего мировым тенденциям развития и способного мобильно реагировать на глобальные изменения.

Работа предстоит грандиозная, и коснётся она каждого сотрудника и преподавателя университета. Именно на готовность менять форматы работы и относиться к своим обязанностям с полной отдачей нас ориентирует руководство вуза.


Ректор СФУ Е.А. ВАГАНОВ:

— Наша страна немного позднее, чем, например, коллеги-китайцы начала вкладывать серьёзные финансовые средства в формирование своего пула конкурентоспособных университетов. Но второй этап российского конкурса показал, что те вузы, которые уже отобраны в программу «5-100», и шесть новых университетов движутся в правильном направлении.

Если говорить о нашей программе, то она предметно ориентирована. Отрабатывая некоторые составляющие этой программы в пилотном режиме, мы пришли к выводу, что наиболее важным и с точки зрения мировой конкуренции, и с точки зрения развития края будет такое направление, как экология и тайга — в широком смысле слова. Это и важный элемент охраняемой природной среды, и та сфера нашей жизни, где все компании (а в крае реализуются крупнейшие инвестиционные проекты) должны использовать самые новейшие технологии. Как раз задача университета — работать над такими технологиями, помогая нашим коллегам из бизнеса правильно встраиваться в среду. И, естественно, исследовать саму среду — что с ней будет в будущем, как это будет сказываться на тех глобальных климатических изменениях, которыми сегодня все озабочены.

Костяк представленной нами программы — создание сети научно-исследовательских лабораторий. Пять таких лабораторий у нас уже организованы по мегагрантам. Ещё пять — более прикладного характера — созданы совместно с нашими коллегами из бизнеса. И университет сам пошёл на формирование ряда лабораторий, нацеленных на перспективные направления и решение задач для края. Теперь, благодаря программе «5-100», у нас появится возможность укрепить эти лаборатории финансово и развить новые.

Эта научная среда, надеюсь, всё больше будет охватывать и всех работающих, и студентов, предоставляя возможность реализовать себя в творчестве — профессиональном в первую очередь. Другой важный момент для развития самого университета — интернационализация. В силу особенностей географического положения нам достаточно сложно привлекать иностранных студентов, но это абсолютно необходимо мощному университету.


Проректор по организации и сопровождению проектов Р.Г. ШОРОХОВ:

— Программа повышения конкурентоспособности, которую заявил наш университет, является продолжением той Программы развития, которая утверждена постановлением правительства. Что она даст вузу?

В первую очередь — повышение узнаваемости на глобальном рынке международного образования. Чтобы достичь этого, потребуется переформатирование фактически всей работы и управления в университете. Ведь теперь мы должны ориентироваться не только на внутрироссийские задачи, но и считывать тренды международного образовательного рынка. В смысле ближайших задач это означает полный переход на систему эффективных контрактов с преподавателями и с руководством вуза. Структура управления будет трансформирована с точки зрения создания специальной команды, которая будет управлять непосредственно самой программой повышения конкурентоспособности.

Если говорить о некоторых ключевых показателях — например интернационализации — то к 2020 году мы должны в 5 раз увеличить число обучающихся в СФУ иностранных студентов. Это важный индикатор, поскольку определяет положение вуза на международном рынке. Здесь мы будем делать акцент на том, что считаем локомотивом программы — это сеть научно-исследовательских лабораторий и полевых станций, которые мы намерены создать и где будут реализовываться и образовательные, и научно-исследовательские практики. Именно ведущие лаборатории должны стать тем магнитом для международного сообщества, из-за которого люди захотят ехать к нам в Сибирь и приобретать здесь опыт.

Наконец, положение университета в международном рейтинге определяет публикационная активность в международных журналах, академическая репутация и научная продуктивность. На этом будет сделан основной акцент.

Соб. инф.

Похожие материалы