Перекинут мост

Американские учителя и преподаватели, оказывается, «такие же обычные девчонки, как и российские». Это, в частности, отметил профессор Виктор Георгиевич ВАСИЛЬЕВ после первого семинара-видеомоста на тему «Инклюзивное образование: педагогические стратегии учителя начальной школы», где встретились представители педагогического профессионального сообщества Красноярского края и их коллеги из г. Куквиль, штат Теннесси (США).

Рис. Д. ДЬЯЧЕНКО

Рис. Д. ДЬЯЧЕНКО

Профессиональные контакты с американскими педагогами возникли у красноярских специалистов несколько лет назад благодаря работе программы «Открытый мир» и деятельной поддержке Ротари-клуба. Прошедшим летом в результате нескольких бесед доцента кафедры общей и социальной педагогики Анны Валерьевны ЧИСТОХИНОЙ, директора красноярского Городского реабилитационного центра «Радуга» Зои Валериевны БЕРДНИКОВОЙ и руководителя департамента специального образования Технологического университета Теннесси профессора Лоры ГРОУВ появилась идея организовать серию видеоконференций, посвящённых вопросам развития инклюзивной педагогики, подготовки и переподготовки педагогических кадров. Для России в целом и Красноярского края в частности обозначенное тематическое направление весьма актуально в свете разработки профессиональных стандартов педагога, разработки и принятия федеральных стандартов для детей с ограниченными возможностями, принятия нового закона РФ «Об образовании».

В работе первой видеоконференции приняли участие преподаватели Сибирского федерального университета, Красноярского педагогического колледжа № 1, Красноярского педагогического университета им. В.П. Ас­тафьева, красноярских школ № 17 и № 5 и некоторых других, а также Абанской СОШ № 1.

Для наших участников наибольший интерес представляло обсуждение вопросов, связанных непосредственно с деятельностью учителя. Американские коллеги поделились и своими находками, и своими трудностями. Так, несмотря на то, что инклюзивное образование в Америке имеет историю длиной в несколько десятков лет, проблема готовности педагогов общего образования к работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, стоит по-прежнему особо остро. В то же время американские коллеги имеют большой арсенал педагогических технологий, позволяющих организовать работу детей с разнообразным предметным материалом в малых группах с ориентацией на индивидуальные образовательные задачи каждого ребёнка. Педагогические технологии, позволяющие обеспечить индивидуализацию образовательных траекторий детей, знакомы и российским учителям, однако в практике отечественного образования они, к сожалению, применяются не так часто, как требуется.

А американцев, в свою очередь, интересовали следующие вопросы: сколько в среднем учеников в классе в России; какой процент среди них учеников с нарушенным развитием; дифференцируются ли для них задания; требуется ли учителю в России специальное образование для работы с особыми детьми; имеют ли ученики в России индивидуальные образовательные планы и др.

Обсуждение было насыщенным и полезным обеим сторонам, поскольку выявило и точки соприкосновения, и проблемные зоны, и «зоны ближайшего развития» педагогов общего образования как в России, так и в Америке. Сотрудничество будет продолжаться — ведь это была только первая видеоконференция.

Соб. инф.