Дни научной информации в СФУ

Индекс Хирша 10 — это хорошо или плохо? Индекс цитирования — это показатель или база данных? Что такое Web of Science и Scopus? Какие ещё существуют инструменты, измеряющие эффективность отдельных учёных, коллективов и даже целых стран?

Если вас до сих пор мучают эти вопросы или вы вообще не понимаете, о чём идёт речь, — подозреваем, что вы не присутствовали на Днях научной информации в СФУ. Научная библиотека Сибирского федерального университета провела это мероприятие совместно с ведущими мировыми поставщиками информационных и аналитических решений Elsevier и Thomson Reuters специально для того, чтобы преподаватели могли проанализировать, какие ресурсы для повышения публикационной активности подходят именно им, и научились гармонично встраивать их в свою работу.

В течение двух дней специалисты рассказывали о том, как применять наукометрические индикаторы, создавать собственные библиографические базы данных, работать с авторскими профилями. Небольшой читальный зал библиотеки вместил около 200 человек. Участниками семинара стали аспиранты, преподаватели, научные сотрудники из красноярских университетов.

Информацию о продуктах Thomson Reuters представили эксперт по наукометрии Павел КАСЬЯНОВ и специалист по обучению Маргарита СИДОРОВА. На семинаре были рассмотрены практические вопросы работы с базой данных Web of Science, платформой Web of Knowledge, реферативной базой данных научных публикаций Web of Science Core Collection, программой для работы с библиографией Endnote, отчётами по цитированию журналов Journal Citation Report и авторским профилем исследователя Researcher ID.

Об информационных инструментах Elsevier, аналитической базе данных Scopus и научной социальной сети Mendeley рассказал консультант по ключевым информационным решениям Elsevier в России и Республике Беларусь Андрей ЛОКТЕВ.

«Сегодня мы видим увеличивающуюся потребность в качественных публикациях: есть определённые требования Минобрнауки и запрос со стороны самого университета. Необходимо, чтобы как можно больше учёных знали о возможностях электронных ресурсов, которые есть в университете, и могли выбрать наиболее эффективный путь для решения своих задач, — отметил Андрей Локтев. — Наш опыт показывает, что освоение информационных инструментов не происходит моментально — нужно время на распространение знаний от учёного к учёному. По публике на семинаре было видно, что с ресурсом они знакомы, и идёт решение уже более сложных, продвинутых задач».

Эксперт обратил внимание на то, что у организаций и учёных есть реальная возможность выбора не из 30 локальных российских журналов, а из 21 тысячи по всему миру: сейчас зачастую по своей теме проще опубликоваться в журнале из Южной Америки или Японии.

«Существуют определённые закономерности. Во-первых, чем больше литературы мирового уровня вы читаете, тем больше у вас возможностей для публикации. Во-вторых, на сегодняшний день все значимые публикации выходят на английском языке. Желательно читать статьи по своему научному направлению, где есть своя профессиональная терминология, и даже если вы поначалу чувствуете себя не слишком уверенно, с прочтением каждой новой статьи ваш уровень будет расти. В-третьих, существует тренд на международное сотрудничество: написание статей совместно с коллегами из других стран, публикации в иностранных журналах», — рассказал Локтев.

Директор направления химико-биологических решений Elsevier в России и странах СНГ Андрей ХУДОШИН провёл семинар для молодых учёных о современных информационных ресурсах Elsevier в области химии, биологии и медицины. «Проблема информационной перегрузки среди исследователей стоит особенно остро, материалов очень много — в той же базе Medline ежегодно публикуется более одного миллиона статей. Охватить весь этот материал невозможно, поэтому для учёных предлагаются специализированные решения, чтобы они, во-первых, могли сфокусироваться именно на тех материалах, которые для них наиболее важны, полезны, интересны и относятся к их предметной области, во-вторых, были уверены, что не упустили ничего важного».

Эксперты отметили высокий уровень задач, которые ставят перед собой преподаватели СФУ, заинтересованность в развитии собственных направлений, в подаче заявок на гранты и поиске дополнительного финансирования.

По словам директора Библиотечно-издательского комплекса СФУ Руслана БАРЫШЕВА, актуальность мероприятия связана в том числе и с вхождением СФУ в проект по повышению международной конкурентоспособности российских вузов — «5-100».

«На сегодняшний день мало преподавать — нужно стремиться попадать в число активных учёных. Привлекая информационные ресурсы и используя методики компаний, являющихся лидерами в области наукометрических оценок, можно определить соответствие научных результатов мировому уровню. Приятно видеть, что всё больше преподавателей пользуются ресурсами, свободно представленными в Научной библиотеке», — подчеркнул Руслан Александрович.

Научная библиотека СФУ планирует проводить Дни научной информации не менее двух раз в год.

Впечатления участников семинара

Аспирант кафедры системного анализа Сибирского государственного технологического университета Семён ЛУКИН: «Я пришёл узнать о том, как наиболее эффективным образом искать информацию по моей теме. Полезной оказалась информация о поиске по каталогам научной информации, о том, как завести свою библиотеку для научной деятельности, создать свой научный кабинет».

Заместитель директора Инженерно-строительного института СФУ, доцент Владимир АФАНАСЬЕВ: «Мероприятие интересное. Ресурсы, о которых шла речь, актуальны, удобны, достаточно системны. Однако принципы отбора журнала для включения в платформу, как мне кажется, во многом несут субъективный характер, и следует помнить о том, что статистические показатели ни в коей мере не могут отражать качество какой-либо отдельно взятой статьи или однозначно характеризовать уровень конкретного учёного».

Начальник организационно-научного и редакционно-издательского отдела Сибирского юридического института ФСКН России, доцент Павел ТЕПЛЯШИН: «Ни для кого не секрет, что сегодня в числе важных данных по мониторингу эффективности каждого вуза такие наукометрические показатели, как количество публикаций в Web of Science и Scopus. Наше учебное заведение хоть и небольшое, но мы готовим серьёзных специалистов и стараемся идти в ногу со временем, осваивая актуальные ресурсы».

Материал подготовила Мария ЛАПТЕВА

Похожие материалы