Память, запечатлённая в камне

В Красноярске, на доме по адресу Красная площадь, 3 Б, где когда-то жил известный сибирский скульптор, заслуженный деятель искусств России, профессор Института архитектуры и дизайна СФУ Борис Ильич МУСАТ, установлена мемориальная доска.


Справка

Мусат Борис Ильич с 1977 года — один из организаторов высшего художественного и архитектурного образования в Красноярске.

Родился в 1932 г. в Донецке. Окончил Крымское художественное училище им. Н.С. Самокиша в Симферополе, Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в Ленинграде и там же аспирантуру на кафедре скульптуры.

Кавалер ордена Почёта, почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, почётный гражданин города Красноярска, отмечен знаком «Признание» Законодательного собрания Красноярского края, медалью преподобного Сергия Радонежского I степени.

Борис Мусат — явление яркое в художественной жизни Красноярска. Кто из нас не видел мемориал, посвящённый воинам-интернационалистам, неподалёку от Троицкой церкви или памятник архиепископу Луке, хирургу В.Ф. ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОМУ в сквере у Архиерейского дома? Это самые известные, знаковые работы мастера, выполненные совместно с архитектором Сергеем ГЕРАЩЕНКО.

«Портреты, скульптура малых форм, монументальные работы... В каждом из этих направлений художник создал произведения большой значимости, оставившие заметный след в искусстве последних десятилетий и, прежде всего, в самом «общественном» виде скульптуры — в монументальной, в искусстве улиц и площадей. Это один из наиболее сложных видов искусства ваяния, от автора требуется умение мыслить обобщённо, абстрагируясь от конкретности…», — писала искусствовед, заслуженный работник культуры России Татьяна ЛОМАНОВА.

Множество произведений, в том числе и крупных монументально-декоративных работ, были выполнены скульптором в Казахстане и разных городах России. Борис Мусат — участник более двухсот городских, краевых, региональных, российских и зарубежных выставок. Его пластический язык узнаваем, выразительно раскрывает образ человека, его психологический портрет. Зодчий создал разнообразную галерею сложных портретных образов исторических деятелей России разных эпох: Пётр I, Николай II, Потёмкин, А. Дубенский, В.  Суриков. Многие его работы стали собственностью музеев и частных коллекций в России и за рубежом.

Борис Ильич ушёл из жизни в 2011 году, воспитав не одно поколение успешно работающих художников, педагогов, архитекторов. И сегодня преподаватели кафедры рисунка и живописи ИАиД СФУ с теплотой говорят о мастере.

«Его отличал высочайший профессионализм. Мусат всегда досконально изучал объект и не успокаивался до последнего, работая над каким-либо заказом, — вспоминает директор ИАиД СФУ профессор Сергей Геращенко. — Скульптура без рисунка невозможна, и он, будучи талантливым скульптором, преподавал рисунок. Если посмотреть наброски Бориса Ильича, выполненные карандашом, то видно, как моментально и точно мастер улавливает характер, движение. Он передавал свои навыки не просто словами, а сам садился за студенческую работу, исправлял её. Учил всем тонкостям — вплоть до того, как правильно карандаш держать».

«Это мастер, который научил меня жить, работать творчески. Долгое время мы вместе с ним на кафедре вели рисунок, и я учился у него подавать материал — очень конкретно, почти по-военному ставить задачу, не размывая цель занятия, его тему. Он был достаточно скромным человеком, очень остроумным, весёлым, — делится профессор кафедры рисунка, живописи и скульптуры ИАиД СФУ Сергей ЛОШАКОВ. — Кстати, горельеф для мемориальной доски изготовил сын Бориса Ильича — Сергей МУСАТ, тоже скульптор, живёт и работает в Германии».

Внёс свою лепту в изготовление мемориальной доски своему учителю и доцент кафедры архитектурного проектирования Сергей ЯМАЛЕТДИНОВ, разработавший архитектурную часть композиции: «Борис Ильич преподавал в нашей группе рисунок. Как сейчас помню: сидим, рисуем, а он подходит сзади, осторожно кладёт руку на плечо и вежливо просит встать. Затем садится на твоё место, на мгновение замирает с поднятыми вверх руками, точно хирург перед операцией. Только в руках не скальпель, а карандаш. Буквально несколько секунд — и твоя работа заиграла!».

«Внешне он был очень сдержанным человеком, не показывал своих эмоций, — рассказывает профессор кафедры архитектурного проектирования Николай ГРЕКОВ. — Однажды привезли в Красноярск из Нижнего Тагила его творение — скульптуру «Муза». Она была упакована в специальный ящик. Когда мы стали раскрывать этот ящик, что-то с Борисом Ильичом произошло, было заметно, что он сильно переживает. Под конец так разволновался, как будто присутствовал при рождении своего ребёнка…».

Всю свою жизнь Борис Мусат находился в творческом поиске. Художнику удалось создать незабываемые образы и вписать их в сибирское искусство и историю. Теперь историей стал и образ самого скульптора, запечатлённый в камне…

Соб. инф.

Похожие материалы