Есть одна у физика мечта:

комнатнотемпературная сверхпроводимость


Лидер ЕСН этого года — заведующий кафедрой теоретической физики ИИФиРЭ; заместитель директора по науке и заведующий лабораторией физики магнитных явлений Института физики СО РАН Сергей Геннадьевич ОВЧИННИКОВ. Он набрал 217 баллов, опубликовав в этом году (впрочем, как и обычно) порядка 20 статей. Такая сумма баллов — абсолютный рекорд за все годы назначения стимулирующих надбавок.

По традиции из большого разговора с победителем мы извлекаем лишь краткие «правила жизни».

На Камчатке

На Камчатке

>> Родился на Камчатке — там служил в это время отец, он был военным. Семья меняла место жительства раз десять. А большая часть детства прошла в ГДР, с 9 до 15 лет.

>> У меня одно место в трудовой книжке — Институт физики. Но мотаюсь я много: треть времени провожу в командировках.

>> Преимущественно бываю в Северном полушарии: Европа, Китай, Америка, Япония. В Южное не летаю — знаю двух академиков, которые расстались с жизнью после того, как слетали туда. Один из них — наш КИРЕНСКИЙ. Это физически тяжело — 30 часов в самолёте. Так что хотя приглашения приходят и из Латинской Америки, и из Австралии, я их отклоняю.

>> В совершенстве знаю английский, хожу на курсы немецкого. Учу скорее из любознательности, для работы достаточно английского.

>> В научном плане самые продуктивные поездки в Америку. Там лучше организована наука. Средний американский университет, типа СФУ, имеет бюджет, который сопоставим с бюджетом всей Российской академии наук.

>> Мужчине важно уметь постоять за себя. Необязательно кулаками.

>> Дрался в армии. Меня сразу поставили ефрейтором, и если кто-то принципиально не хотел работать в коллективе — не бил, скорее оборонялся, когда мои настойчивые требования встречали агрессивно.

>> В армии я получил специальность авиамеханика, и это дало мне большую уверенность: если что, всегда могу пойти работать в аэропорт.

>> В университете на кафедре физической химии надо было сделать спектрометр и снимать спектры поглощения марганцовки. У меня всё ломалось в руках, т.е. я не был тем, кто с детства паяет, умеет собирать приёмники. Так я экспериментально понял, что эксперимент — не моё. А вот решать сложные задачи мне нравилось.

>> Служил я в ПВО, где занимался ремонтом и эксплуатацией бортовых радиолокаторов самолётов Су-15. Здесь я увидел, как моя любимая физика работает. Например, зал метров 30 длиной, и во всю стену — схема радиолокатора, от которой я поначалу пришёл в ужас. Но пришлось всё это освоить.

>> Я 30 лет читал курсы по теоретической физике всему потоку.

>> Стремлюсь дать наилучшие шансы своим студентам. Один сильнее в одном, другой — в другом. Я по себе помню — не было уверенности, когда пришёл в науку, что у меня получится. Может, и у них такая же ситуация.

>> Самое трудное время — 90-е. Институту тогда давали зарплату за 6-7 месяцев в году. Кто-то не выдерживал и уходил в бизнес. Большая часть ушла тогда. Остались энтузиасты, которые хотели заниматься наукой несмотря ни на что. И вот мне приходилось уговаривать людей, чтобы они по собственному желанию написали заявление о переводе на полставки, поскольку только на это хватало денег. Абсурд.

>> Мой принцип — заинтересовать сотрудников и убедить: то, что они делают — актуально. Поскольку я сам так считаю, мне это нетрудно.

>> Работай больше других, и с тебя будут брать пример.

>> Последние два-три года опять морально тяжело, потому что стали давить на нас неумными реформами. Какая необходимость этих реформ? Основную долю научных результатов по-прежнему даёт Академия наук, а не Сколково и Роснано.

>> Неограниченное пространство России приводит к тому, что нам нет нужды учиться уживаться с соседями, нам не нужен прогресс — и это проблема необъятной страны.

>> Русские люди более свободны внутренне, хотя вроде бы жили в тоталитарном режиме. Здесь плюсы и минусы. У нас много достижений и в науке, и в образовании, и в спорте, мы не закрепощены. С другой стороны, во взаимоотношениях — что хочу, то творю, плевать на всех.

>> Благодаря глобализму я ощущаю себя частью мировой науки, частью человечества.

>> Когда в 1990 г. пригласили в Индию, я в глаза ещё не видел долларов, приехал без них, и первые три дня, пока меня официально не оформили, мне буквально нечего было кушать.

>> Обычно в 7 встаю, в 8.15 прихожу в институт, до 18-00 здесь или в университете, т.е. на казённой работе. А уже дома после ужина начинается моё личное научное время — до 23-00. Сижу, что-то считаю.

>> Дома есть пианино. Меня учил музыке старичок немец, когда мы жили в Германии. Уверял, что до революции жил в Петербурге и брал уроки у самого ЧАЙКОВСКОГО. Я поначалу занимался из-под палки, и когда он это увидел — стал приносить на уроки альбомы с марками. Оказалось, он — ещё и известнейший в Европе коллекционер. А мне позволял брать любую марку из новых, взамен я что-то привозил ему из СССР, когда ездили в отпуск. В результате у меня хорошая коллекция марок ГДР тех лет — а также любовь к музыке. Уже уехав из Германии, я продолжал самостоятельно разбирать пьесы, музицировать.

>> До сих пор люблю активный спорт — горные лыжи, виндсёрфинг. В университете был капитаном баскетбольной команды.

>> Для человека в любом возрасте важно удивляться миру. Взрослый, который способен удивляться, делается человеком нетривиальным.

>> В семье считают меня суперменом.

>> Сын — профессор экономики в канадском университете. Дочь работает в Deutsche Bank в Нью-Йорке риск-менеджером, очень интересно, кстати, — на стыке математики и экономики.

>> Когда мне было 60 лет, мой 15-летний внук сделал мне удивительный подарок: сочинил слова и записал на музыку из фильма «Криминальное чтиво» посвящённый мне рок-н-ролл. Это до сих пор меня восхищает.

>> У нас здоровенный серый британец. У него два имени — Пушок и Пушкин. Пушкин ведь наше всё, а сейчас, когда дети разъехались, наше всё — как раз кот.

>> Мы были соседями с АСТАФЬЕВЫМ, на одной лестничной площадке. Дружили и много говорили.

>> Не сумел пробежать марафон за три часа. Не стал академиком. Но когда я предлагал своей жене выйти за меня замуж, обещал ей, что добьюсь Нобелевской премии. Время ещё есть.

Научное пояснение

Моя основная научная деятельность связана с высокотемпературными сверхпроводниками. Как раз мой учитель Е.В. КУЗЬМИН задолго до появления этого термина начал заниматься физикой сильных электронных взаимодействий. Никто в мире не хотел этим заниматься, так что мы были немножко лучше других подготовлены, когда проблема сверхпроводимости стала актуальна.

Это и есть то, что меня увлекает. Мы создаём новую идеологию и новые методы. Высокотемпературные сверхпроводники уже 30 лет как получены и используются. Но нет понимания, почему они работают. Сверхпроводимость — это некие уникальные свойства материала. Но для того, чтобы их достичь, нужно охлаждать материал до низких температур. Раньше было нужно охлаждать жидким гелием, т.е. –2700 по Цельсию. Сейчас удалось на 100 градусов добиться увеличения температуры перехода (–1700) и охлаждать уже жидким азотом. Но это всё равно криогенная техника. И непонятно, почему температура перехода выросла. Если бы мы это поняли, возможно, удалось бы сделать материалы, которые бы обладали теми же свойствами, но без охлаждения, т.е. при комнатной температуре! Это и есть моя глобальная цель, тот Эверест, который я перед собой вижу.

УЖ

Тройки лидеров ЕСН по институтам

ВИИ: Тяпкин В.Н. (76,5); Дмитриев Д.Д. (52,5); Фатеев Ю.Л. (28).

ГИ: Копцева Н.П. (94); Мыглан В.С. (75); Кирко В.И. (36).

ИСИ: Емельянов Р.Т. (14); Василовская Г.В. (10); Шевченко В.А. (10).

ИАиД: Супрун Е.Г. и Супрун Л.И. (по 9); Федченко И.Г. (8).

ИГДГиГ: Нескоромных В.В. (71); Вохмин С.А. (40); Шигин А.О. (39).

ИИФиРЭ:
Овчинников С.Г. (217); Минаков А.В. (187); Беляев Б.А. (135).

ИКИТ: Царёв Р.Ю. (74); Любанова А.Ш. (37); Зыкова Т.В. и Кытманов А.А. (по 24).

ИМиФИ: Созутов А.И. и Гаврилюк А.П. (по 40); Кытманов А.М. (34,5).

ИНиГ: Петров О.Н. (51); Шрам В.Г. (49); Безбородов Ю.Н. (45).

ИППС: Шошина И.И. (30); Немировский В.Г. (28); Долидович О.М. (27).

ИУБПЭ: Рахинский Д.В. (42); Ступина А.А. и Шигина А.А. (по 35).

ИФКСиТ: Близневский А.Ю. (24); Осипов А.Ю. и Шубин Д.А. (по 20);

ИФиЯК: Фельде О.В. (19); Башкова И.В. и Говорухина Ю.А. (по 16).

ИФБиБТ: Гладышев М.И. (168); Сущик Н.Н. (122); Субботина Т.Н. (96).

ИЦМиМ: Денисов В.М. и Денисова Л.Т. (по 173); Рубайло А.И. (145).

ИЭУиП: Гавриков В.Л. (47); Макарова С.Н. (37,5); Ямских Г.Ю. (29,5).

ПИ:
Еркаев Н.В. (111); Кулагин В.А. (64); Паршин А.М. (52).

ТЭИ:
Суслова Ю.Ю. (51); Арутюнян Т.Г. (44); Шишов В.В. (39).

ЮИ:
Панченко В.Ю. (43); Демин А.В. (41); Катцина Т.А. (27).

Похожие материалы