Побойтесь блога-2
Интернет-дневники как способ обрести себя и славу: частные случаи, вердикт психолога и срывы магистранта ИФиЯК


Текст: Константин СТАРОСТИН, специально для УЖ

Месяц поиска причин, по которым люди ведут блоги, дал понять: у каждого человека причины конкретно свои. Можно, конечно, типологизировать, можно приводить к общим знаменателям. Но всё же мотивации чаще всего индивидуальны (даже если все ведут блог ради славы, то одни стремятся заработать на ней, а другие — благодаря просмотрам устроить личную жизнь). Сегодня вместе с психологом рассмотрим причины блогерства на примере гостей канала «Блогпост СФУ».

Часть имиджа

— Супруг скептически относится к тому, что я веду блоги, — рассказывает заместитель директора ИППС Катарина Александровна ВЕБЕР, пока мы выбираем место для съёмки. — А я ведь записываю ролики, потому что это полезно для кармы семьи. Так что если хотя бы один человек будет смотреть, то канал не закрою. Я ведь помогаю кому-то, а значит, это зачтётся.

Некоторые ролики канала Katarina Beber насчитывают около 10 000 просмотров (например, крупный план цветов на подоконнике), а некоторые — не больше 20.

— То есть вы записываете блог ради того, чтобы заботиться о карме? — непроизвольно начинаю рисовать солнышко в блокноте. — Это единственная причина?

— Да я снимаю потому, что в кайф! И мне самой, и людям, которые смотрят. Когда приходят сообщения «Катарина, спасибо! Я с вами встаю и с вами ложусь», меня это вдохновляет! Есть и практическая польза от моего интернет-дневника: отчасти он помогает учебному процессу — часто снимаю ролики для заочников, чтобы они по десять раз не спрашивали одни и те же задания.

Есть у Катарины Александровны ролики не только для заочников, но и для абитуриентов и первокурсников СФУ.

— Как-то снимала полезное видео — рассказывала, как пройти из главного корпуса в Научную библиотеку. Забыла нажать на «play» и пришлось перезаписывать.

— Помимо роликов про университет у вас есть и те, в которых примеряете короны, — рядом с солнышком постепенно появляются тучи.

— А почему мне нельзя это выкладывать? Вон даже королеве нефти ИНиГ вручают всего одну корону, а у меня их семь.

Ролик для эксперимент-проекта мы записали с первого дубля. Этим же вечером опубликовал его у себя на странице в социальной сети, разместив ссылку на канал Катарины Александровны на YouTube. И спросил: смогли бы вы смириться с тем, что ваш преподаватель ведёт подобный блог. Знатных комментаторов долго ждать не пришлось, вот что они писали.

Ульяна СКРИПНИКОВА, студентка ИФиЯК: «Когда перед сессией надо почистить карму, я даю деньги бездомным. А всего-то надо было завести блог».

Ирина ЛЕДЯНКИНА, магистрантка ПИ: «Моё мнение таково: лучше бы мне не знать, что мой преподаватель ведёт блог, подобный блогу Катарины Александровны».

Анастасия МУРАВЬЁВА, выпускница ЮИ: «Тут, разумеется, встаёт вопрос о качестве блога, имею в виду качество его содержания. Блог — отличное отражение его владельца. Поэтому если он достоин быть обсмеянным, значит, и преподаватель таков, и странно, если это выяснится только при знакомстве с его блогом (потому, что сложно представить, что блог решится вести кто-то, кто не допускает более-менее вольного выражения своего мнения на занятиях, в присутствии студентов — и не только в отношении учебной программы). Поэтому, как по мне, имиджевый риск не высок, и смириться с тем, что преподаватель говорит в блоге обо всём, что его волнует, я бы смогла настолько же, насколько можно смириться с тем, что твой преподаватель — шут гороховый».

Егор МАКАРОВ, выпускник ТЭИ: «Слушайте, а почему маркетолог/продавец/промоутер может вести (видео)блог, а преподаватель нет? Причём учитывая уровень грамотности, образования и эрудиции, блог условного преподавателя, скорее всего, будет лучше по содержанию, чем у вышеперечисленных».

Григорий ЕМЦОВ, преподаватель ЮИ: «Согласитесь, если в вузе приняли на работу преподавателя, значит, его культурный уровень вполне устраивает руководство. Если же блог выявляет недопустимое в данном вузе поведение — спасибо блогу! Он фактически выступил в роли «санитара вуза», выявив неприемлемое поведение сотрудника университета».

Все остальные комментарии (их 45) и сам ролик вы по-прежнему можете найти на канале «Блогпост СФУ» и на странице Вконтакте: vk.com/starkostik

На вопрос про имиджевые риски блога Катарина Александровна ответила так непосредственно, что я подписался на её канал.

Как самочувствие

Первые дни проекта я даже поесть нормально не мог: готовился к интервью, потом записывал выпуск и торопился домой, чтобы выложить его в сеть. Когда выпуск с Катариной Александровной набрал 572 просмотра, а следующий — всего 276, я даже засыпать хуже стал. И звук на телефоне на ночь перестал отключать, чтобы понимать, появляются ли новые комментарии.

— Тебе реально важны просмотры? — спросила подруга, к которой я приехал за народной рубахой.

— Нет, это всё ради текста.

На следующий день ролик записал уже в рубахе, назвал его «Зависимость от просмотров, или Почему я в народном?» и предложил людям поделиться мнением — важна ли для них обратная реакция на блоги,
Инстаграм и другие социальные сети? Почти все пользователи ответили, что просмотры, комментарии и лайки им важны. Вот комментарий, который набрал больше всего лайков: «Если не получаю лайки — расстраиваюсь и думаю, что все дураки. Не отмечала падения спроса, потому что спроса и не было, потому что все дураки».

Я однажды даже кинул в соседа бананом, когда узнал, что он не посмотрел мой новый выпуск. После этого решил, что пора к психологу — разобраться с причинами блогерства и понять, почему у самого начались срывы.

— Можно выделить несколько психологических оснований, по которым люди начинают вести блог. В глобальном смысле их можно разделить на две группы: объективные и субъективные, — говорит заведующая кафедрой психологии развития и консультирования ИППС СФУ Елена Юрьевна ФЕДОРЕНКО. — В объективных присутствует осознание того, зачем ты ведёшь интернет-дневник, каких целей тебе позволяет достичь этот способ. Например, если продвигаешь себя как специалиста, то тебе важно привлечь внимание, чтобы потом «продать» себя. В данном случае конструкция такая: у меня есть цель, и она лежит за пределами блога. А блогерство — одно из средств для достижения этой цели. Так, например, психолог, отвечая на вопросы своих клиентов в сети, использует это как рекламу.

Есть и другие способы продавать себя помимо блога — например, регистрация и активность в социальных сетях. В этом случае это может не приносить человеку особого удовольствия, это один из вариантов работы.

Тут вспоминаю одного из героев канала «Блогпост СФУ» — красноярец Артём ПАВЛОВ, который ведёт юмористический канал, говорил, что снимает ролики не только ради кайфа. Ещё он хочет успешно продавать себя как ведущего мероприятий.

— Можете включить самый интересный ролик? — психолог возвращает меня к разговору.

— Посмотрим выпуск со студентом СибГАУ Дмитрием БУКРЕЕВЫМ. Я так и не понял, зачем он ведёт блог.

Елене Юрьевне хватило первой минуты записи разговора.

— Выключайте. Это как раз пример субъективного психологического основания. То, что делает человек, осмыслено не в полной мере. И поэтому на вопрос: «Зачем ведёшь блог» — люди часто начинают отвечать так, как будто их спросили «Почему?», потому что хочу почистить карму, потому что хочу найти единомышленников и т.д. Получается, у них сначала идёт блог как факт деятельности, а цель этой деятельности в полной мере не осмыслена. Поэтому человек и пытается придумать оправдание блогу.

— Ну, что-то же толкает его записывать свои размышления?

— Интернет-дневники часто начинают вести ради самочувствия — чтобы элементарно ощущать себя в этом мире. Как правило, отсутствие ярких ощущений в жизни и выталкивает людей в разные способы позиционирования себя, в том числе и в блогерство. У людей есть нужда в самочувствии, нужда в общении. Но это не выступает в качестве цели ведения блога, это потребность, которая удовлетворяется с помощью роликов. Если кто-то ведёт, как он говорит, ради критики, он тоже хочет ощущений; если кто-то матерится — знаете, сколько он эмоций испытывает в тот момент, когда он это записывает, просматривает, получает отклики других людей. И чем эти отклики ярче, тем больше он получает самочувствия!

— А это плохо? Что будет, если человек так и не обретёт это самочувствие?

— Это не хорошо и не плохо. Это один из множества способов. В самочувствии нуждается каждый. Только у всех разные способы. Кто-то в реальной жизни получает необходимые ему эмоции и совершает разные пробы, позволяющие усилить эти ощущения, кто-то в виртуальном. И ведение блога точно лучше, чем ничего. Потому что так хотя бы виртуальные лайки поддерживают твою включённость в жизнь, и ты понимаешь, что ты — точка, а не фон.

Пообщавшись со специалистом, я вновь вспомнил блоги героев своего проекта. Попасть в тлен

— Зачем вести блог, в котором ты озвучиваешь не свои мысли, выступаешь в роли говорящей головы? — задаю вопрос студенту СибГАУ Дмитрию Букрееву.

— Потому что это проект. Конечно, все эти темы меня волнуют. Но это проект.

— А свои мысли будешь доносить?

— Да. Буду говорить своими словами. Я и сейчас сам задаю тему. А вот пишу не я, потому что у меня нет в этом опыта.

Парень говорит, что всё подряд снимает с самого детства. И на первую камеру накопил сам. Сам нарезал диски и раздавал их друзьям. На своём канале сам сейчас пробует себя в роли ведущего, а не оператора.


Знатные комментаторы писали

>> Может замутить сбор средств на штатив? Всех, кто скинется, в титрах можно упомянуть. Больше сотки вкинул – лови привет во время выпуска.

>> По-моему, погодные условия не лучшим образом влияют на качество твоего выступления, в конце было сложно понять, о чем ты спрашиваешь, потому что речь была не очень последовательной.

> По поводу мало лайков, уже говорила тебе: после блогпоста с Катариной будет тяжело сделать что-то ещё более бомбическое!

>> Посмотрел, а теперь сижу и думаю: «Что за…?». Не понимаю, для чего люди снимают такое. Серьёзно, просто не продолжай…

— О чём рассказываешь?

— Самая главная тема — это критика, какая-то провокация, выражаю своё мнение на счёт каких-либо вещей и проблем страны, говорю про тлен…

— А зачем ведёшь?

— Потому что хочу выразить свою мысль, изменить что-то в людях.

Я уже не напоминаю Дмитрию, что тексты ему пишут.

— Ты используешь в своих роликах много мата.

— Мат — это выражение эмоций. Когда я говорю о какой-то насущной проблеме, я говорю это от души, и поэтому мне нужно выражать эмоции. Поэтому и вылетают маты.

— То есть у тебя такой маленький словарный запас, что кроме мата ничего быть не может?

— Э… ну…нет. Ну, я такой человек. Да, я такой человек.

Включаю ролик Дмитрия. Он сидит на лавочке и гладит кота.

— Твой город не виноват в том, что он плохой. Виноваты люди, которые в нём живут, я называю их пережитками. Кто такие пережитки? Это тени, существа, которые скитаются, ночью сидят на лавочке.

Ну, их не нужно путать с гопниками, потому что они уже давно вымерли, или после прочтения умной книги их голубиный мозг распался. А пережитки думают, что им всё можно — оскорблять, орать.

Я выключил через минуту. Потому что нецензурные слова, использованные в размышлениях, оскорбили меня.

Мяса!

— Я торгую мясом. Мой проект называется «Мясная партия», и я веду блог о том, как делаю бизнес. Я продаю говядину — свежую, очень вкусную, всем советую, — студент ИНиГ СФУ Евгений ЗАЙЦЕВ рассказывает про своё дело.

— А зачем ведёшь блог? Ради рекламы?

Выясняется, что реклама Евгения не интересует.

— Веду потому, что в будущем смогу это перечитать, чтобы где-то это всё сохранилось. А ещё я хочу делиться с людьми тем, как можно делать бизнес без больших вложений, — на пару секунд парень замолкает. И потом добавляет, что ему хочется общественного признания. — Чтобы обо мне знали и слышали.

Самый интересный выпуск «Блогпоста СФУ»
(по итогам голосования Вконтакте, участвовали 51 человек)

>> Зачем я веду блог? — 4%
>> Имиджевые риски преподавателя (блог Катарины Вебер) — 24 %
>> Зависимость от просмотров — 2%
>> Всё — тлен (блог Дмитрия Букреева из СибГАУ) — 14%
>> Ради мяса (блог Евгения Зайцева из ИНиГ) — 8%
>> Вызов себе (блог Артёма Павлова) — 4%
>> Талант (блог Кирилла Шипунова из ЮИ) — 6%
>> Эксперт — Григорий Тарасевич (редактор журнала «Кот Шрёдингера») — 14%
>> Эксперт — ведущий ТВК Василий Баранов — 8 %
>> Итоговый выпуск (со спецэффектами) — 18%

Сейчас на блог Евгения подписано 50 человек. Спрашиваю, о какой славе может идти речь?

— Я нигде не рекламирую свой паблик, никого не зазываю. Поэтому людей мало. Ну, все они вступили сами, это те, кому интересно, чем я занимаюсь.

— А если бы бизнес не пошёл, ты бы блог вести перестал?

— Были такие мысли, даже больше опасения — думал, что мой блог может превратиться в одну из тех групп, которых сегодня в сети целый миллион, они заброшены. Человек ставит цель заработать 30 000 000 за год, а через неделю сдувается. Я не хочу быть в числе таких. Да, у меня есть страхи, что группа не разрастётся. Ну, это меня стимулирует, чтобы продолжать что-то делать.

Периодически теперь читаю блог Евгения: «Постепенно начинают звонить люди, которые уже заказывали доставку мяса, говорят, что в прошлый раз им всё понравилось. Это очень здорово, и мне приятно! Когда приезжаешь по адресу и уже не ищешь, а знаешь куда приехать, выходит человек, и всё уже как-то более дружественно, что ли. Сегодня посчитал, сколько у меня было клиентов, примерно 58, не считая повторных доставок. Единственное, что тяжело, это таскать тяжёлые пакеты с мясом. Но тут возникает парадокс: чем тяжелее пакет, тем я счастливее».

Ссылка на блог Евгения: http://vk.com/biz_blog24

От критика слышу

— Своё творчество выкладываю в сеть преимущественно ради критики, — говорит студент ЮИ СФУ Кирилл ШИПУНОВ. — Критика — важная составляющая моего прогресса. Некоторые люди пишут в стол, поскольку они к этой самой критике не готовы. У каждого начинающего писателя есть свой путь становления. Поэтому должен пройти какой-то период, после которого творец будет публиковать своё творчество. Он должен понять, что готов принимать критику, развиваться и идти дальше. У меня путь становления завершился.

— Ты сейчас признаёшь, что ты талантливый?

— Я не талантлив. Я не признаю талант как таковой. Талант — фикция в нашем мире. То, что люди понимают под словом «талант», я заменяю простыми словами — профессионализм, навык, развитое умение. Я не талантлив. Я имею навык.

Кирилл сказал, что выкладывает своё творчество ради критики. Знатные комментаторы «Блогпоста СФУ» отреагировали на просьбу:

— «Всегда думала, что пишут тогда, когда есть что сказать этому миру. Когда есть желание попытаться изменить хотя бы одного человека тем, что ты ему расскажешь со страниц произведения. Только вот вопрос: а была ли хоть какая-то стоящая критика кроме: «МММ, прикольно, брат»? От человека, который реально «сечёт фишку»? Типичный мечтающий об американской мечте».

— «Если писатель так готов к критике, то где её писать? Блог-то его комментировать нельзя. В личные сообщения долбиться и объяснять тет-а-тет, что он не очень?».

Познакомиться с творчеством Кирилла можно тут: vk.com/shpublish

Открытие

— Знаете, а я стал замечать, что изначально вёл блог ради текста, а теперь уже рекламирую его в статье. Как думаете, почему? — устраиваю из встречи с Еленой Юрьевной личную консультацию.

— Сами ответьте на этот вопрос. Почему рекламируете свой блог?

— Потому что хочу просмотров.

— А зачем?

— Чтобы показать всем, какой классный эксперимент придумал.

— А зачем?

— Видимо, ради самочувствия…

Автор эксперимент-проекта благодарит всех, кто принимал участие и комментировал выпуски.

Идея текста вылилась в большое исследование и полноценный канал на YouTube. Записано 13 выпусков, общее количество их просмотров — 3 159. Трое из пяти героев нашли Константина сами (потому что заинтересовались его проектом в Интернете). О «Блогпосте СФУ» в разное время рассказывали в паблике вуза ВКонтакте (численность — 16 445 человек) и в «Проспекте Мира» (59 644 человек). Принять участие в эксперименте согласилась даже министр культуры Красноярского края Елена МИРОНЕНКО (правда, сама встреча переносилась дважды и на данный момент так и не состоялась).

Посмотреть ролики и мнения пользователей по-прежнему можно на канале «Блогпост СФУ» и странице vk.com/starkostik