Только спросить
Как сотрудница деканата взглянула на себя со стороны

Текст: Константин СТАРОСТИН

Фото: Анна ОМЫШЕВА

В деканаты все ходят с просьбами. А выходят — с разными эмоциями. Есть даже распространённое мнение, что в университетах студенты боятся заходить в родные деканаты: могут нарваться. Мы же нарвались на откровения Надежды ХВАСТОВОЙ, которая уже два с половиной года работает в деканате ИУБПЭ; по нашей просьбе девушка взглянула на самые стереотипные представления о деканатах дважды — глазами студента, которым ещё сама является, и глазами сотрудника.

Куртку сними

Реакция студентки Надежды: «Многие точно останутся недовольными после такой фразы. Они ведь забежали всего на секундочку — просто забрать справку. Я сама так делала, пока не устроилась».

Её взгляд как сотрудника: «Представьте, вы сидите на своём рабочем месте, а в кабинет по очереди (а иногда — разом!) заходят тридцать человек в верхней одежде. Это же явное проявление неуважения! Сотрудницы деканата почему-то не сидят в шубах, они стараются всегда хорошо выглядеть. Вот и студентам нужно быть воспитанными и не забывать об этике».

Зайдите завтра

Студент: «Я бы точно возмутилась, если бы справка, которую я заказала ещё вчера или позавчера, не была готова вовремя. Хотя где-то надо осознавать и свою вину: студенты ведь обычно тянут до последнего. Как и многие, я поздно заказывала документы и сильно нервничала, когда их не успевали подготовить к нужному сроку. Но в первую очередь злилась именно на себя».

Сотрудник: «Случаются разные форс-мажоры. Например, руководителю, подписывающему справки, нужно срочно уехать на совещание. И он чисто физически не успевает подписать. А вообще по нормативным документам справка делается три дня. Иногда мы идём на встречу, говорим, «можете подойти чуть раньше».

Ну не всегда это напрямую зависит от сотрудников деканата. Мы не только справками занимаемся, объём работы большой — документация, работа с преподавателями и т.д.».

Пора сменить тон

Студент: «Сомневаюсь, что в деканатах грубят или оскорбляют кого-либо. Тут всё дело в восприятии. Наверняка человеку просто говорят: «Подождите за дверью», а он, потому что торопится, начинает нервничать сам».

Сотрудник:
«Это нормально, что мы иногда просим студентов подождать. Бывает, заходит заведующий кафедрой уточнить учебный план, тут же приходит студент, вопрос которого требует явно больше внимания, чем он предполагает. Поэтому мы и просим подождать. Но стоит чётко понимать: если в деканатах это делают резко, то только из-за завала по работе. Никто из сотрудниц не самоутверждается за счёт студентов. Это точно».

И что это за дела?

Студент: «Когда тебе вовремя не начислили стипендию, или ты узнал, что уже скоро пересдача с комиссией — конечно, не стесняясь, иди в деканат и разбирайся».

Сотрудник:
«Ребята, вы получаете высшее образование, так не стесняйтесь же заранее получать и всю информацию о своих правах и обязанностях! Многие до сих пор не знают, что даётся одна сдача и две пересдачи экзамена. Поэтому и приходят в деканат возмущёнными. А нужно бы все правила узнавать заранее. Деканат открыт для общения. И когда случаются какие-либо изменения в нормативных документах, мы сразу делаем общую рассылку, оповещаем старост. Чтобы студенты были максимально информированными!».

Улыбайтесь чаще

Студент: «Если ты дружелюбен с людьми, то и решать свои вопросы тебе станет проще, это классическое правило общения. Поэтому когда я сама заходила в деканат за справкой, старалась быть максимально приветливой, ведь это в моих личных интересах».

Сотрудник: «Тут, как и везде, работает принцип: как ты общаешься с человеком, так и он с тобой. Гораздо приятнее помогать тем, кто приветлив и никого из себя не строит. Это работает чисто по-человечески. А если отбросить эмоции, то сотрудницы деканата всегда клиентоориентированы, постараются помочь, даже если вы зайдёте с самым унылым лицом в мире».

Наверное, у тебя столько поблажек

Тут реакция студентки и сотрудника совпала: «Раньше думала, что у ребят, которые работают в деканате, нет вообще никаких проблем с учёбой. Пока не устроилась сама. Это, наоборот, большая ответственность! И я чувствую её — не пропускаю учёбу (потому что работаю на полставки), пишу диплом. И при этом ещё успеваю жить активной студенческой жизнью. Не думаю, что преподаватели бы ко мне относились «с пониманием», если бы я отстала в учёбе. Лично я поняла, что учусь для себя. И в деканате работаю вовсе не потому, чтобы меня знали преподаватели».

Устроившись в деканат, студентка пересмотрела своё отношение к этому структурному подразделению вуза. Раньше думала, что там просто сидят и выдают справки, а теперь поняла, что всё сложнее.

За последние два года Надежда стала гораздо коммуникабельнее — в деканате нужно уметь находить общий язык со всеми. И даже с каждым из вас, читатели, когда вы завтра зайдёте туда в верхней одежде просто спросить автограф у героини статьи.