Евгений ГАРИН: «Что обещаю — делаю»

Каждый день для директора Военно-инженерного института СФУ (ВИИ) — доктора технических наук, профессора, полковника запаса Евгения Николаевича Гарина начинается с зарядки. В 7 часов утра он уже выезжает из дома. В 8 утра у входа в институт проходит построение, неизменно для курсантов звучит Гимн России и поднимается Государственный флаг. Завтракает и обедает полковник вместе с ребятами в институтской столовой.

В кабинете Евгения Николаевича есть комната отдыха, которая напоминает музей и спортзал одновременно. Музей — потому что стены увешаны грамотами, благодарностями и другими наградами — самая ранняя датирована 1976 годом, её сержант Гарин получил за первое место в училище по гиревому спорту. А спортзал — потому что здесь турник и гири — от 24 до 32 килограммов. Военный должен быть здоров, а для этого какой рецепт? Конечно, здоровый образ жизни и спорт!

— Два раза в неделю обязательно тренируюсь в спортзале со штангой и каждый день — с гирями, — говорит полковник.

— Евгений Николаевич, когда вы принимали решение связать свою жизнь с армией — что на это повлияло?

— Мой дед отвоевал в общей сложности 12 лет. Прошёл Первую мировую войну, Гражданскую (кстати, воевал в дивизии Василия Ивановича ЧАПАЕВА), Великую Отечественную войну. И с детства я мечтал об офицерских погонах, рисовал их на тетрадном листке, приклеивал себе на плечи. Грезил об авиации, думал, что буду военным лётчиком, однако не прошёл медкомиссию. Зато стал офицером противовоздушной обороны.

— А как же авиация?

— Летаю! Правда, как любитель, на лёгком самолёте «Аэропракт». Скоро буду осваивать модель «Cessna». Инструктор у меня — лётчик первого класса Пётр Александрович ШВЕЦОВ.

— А как получилось, что ваша военная деятельность переплелась с образовательной?

— Когда я учился в военном училище, на меня большое впечатление производили преподаватели. Это были высокообразованные, порядочные, честные и преданные своей Родине люди. Они поражали не только своим интеллектом, но и безупречным внешним видом. Глядя на них, думал тогда: хорошо бы когда-нибудь вот так же преподавать в военном училище. И уже служа в войсках, получил предложение вернуться в родное Орджоникидзевское высшее зенитное ракетное командное училище им. генерала армии И.А. Плиева (ныне г. Владикавказ). Вот тогда и приобрёл первый опыт работы с людьми. Затем стал командиром учебной радиотехнической батареи и учил ребят практическому управлению зенитно-ракетным огнём.

Позже в училище мне предложили стать начальником ракетно-артиллерийского вооружения, а потом — заместителем начальника училища по вооружению. Но я тогда мечтал получить хорошее инженерное радиотехническое образование и в 1989 году поступил в Харьковскую военную инженерную радиотехническую академию имени Л.А. Говорова. На дворе был 1992 год, СССР развалился, я не стал принимать присягу на Украине, хотя меня очень сильно к этому принуждали. По распределению выехал в Новокузнецк, где занял должность заместителя командира полка. Потом была работа в Красноярске — заместителем командира полка, командиром части в Зеленогорске, начальником штаба вооружения армии в Новосибирске. А вернулся я к преподавательской деятельности снова в Красноярске, в Техническом университете, который затем перешёл в структуру СФУ.

— Говорят, вы подняли военную кафедру и развили её до Военно-инженерного института. Как это удалось?

— Военная кафедра КГТУ всегда была на высоком уровне, и я благодарен всем моим предшественникам — они оставили очень хорошее наследство. Но всё же мы решили добиваться создания Учебного военного центра, несмотря на большую конкуренцию в масштабе России. Мы не только выдержали эту конкурентную борьбу, но и сделали кафедру и центр самыми лучшими в стране. Не потеряли драгоценные кадры, никого не сократили.

А вскоре было принято решение военную кафедру и УВЦ объединить, чтобы было единое командование. В структуре СФУ открылся Военно-инженерный институт, а значит, у коллектива появилось всё необходимое, чтобы заниматься научной деятельностью. Привлекая гражданскую профессуру, мы начали активно развивать именно научное направление. Сейчас в штате 299 человек. Мы гордимся тем, что имеем, но это результат очень напряжённой и тяжёлой работы. В самом начале пути мы ещё не были так блестяще упакованы, как сейчас (работала только одна лаборатория и один компьютерный класс).

— Научная творческая деятельность и военная дисциплина — это совместимо?

— Дисциплина только помогает науке, регламентирует деятельность учёных. Все гражданские люди, которые у нас занимаются наукой, офицеры запаса. В этой «обойме», например, известный учёный Георгий Яковлевич ШАЙДУРОВ, заслуженный деятель науки и техники, профессор, доктор технических наук.

— В 2011 году вы тоже защитили докторскую диссертацию. На чём специализируетесь?

— Система ГЛОНАСС, приёмники для вооружения и военной техники. Моя докторская диссертация — это реально действующие образцы на очень серьёзном вооружении.

— Помимо институтских дел вы какое-то время работали проректором СФУ по общим вопросам. Что успели сделать и почему ушли с должности?

— На эту должность я пришёл вместе со своей командой и отработал три года. За это время была проведена серьёзная реконструкция и пущен в эксплуатацию бассейн в переулке Вузовский на правом берегу, сдан спортзал, построены внешние канализационные сети и т.д. А вернулся на должность директора ВИИ по просьбе ректора СФУ. У меня большой опыт, а сейчас предстоит плотно работать с Тувой и Хакасией — создавать на базе военной кафедры факультет военного обучения.

— А теперь университет также выдвигает вашу кандидатуру на участие в выборах. В случае избрания депутатом — в каком комитете Законодательного Собрания вы хотели бы работать?

— Наука и образование, патриотическое воспитание — это то, чем я реально уже много лет занимаюсь. Надо сделать всё, чтобы наша наука была конкурентоспособной в мире. Здесь много нюансов: мы должны готовить инженеров начиная со школы. Поднимать престиж профессии радиоинженера, в частности. И тут нужен комплекс мероприятий, прежде всего необходимо преподавать физику и математику в школе на достойном уровне. И ещё проблема, которая назрела, — материальное обеспечение инженера, в том числе крепкая и современная научная база. Предстоит развивать производственный и научный кластеры в Красноярске.

В том числе это поможет решить экологические проблемы. Ведь экология — это прежде всего высокие технологии. Например, мы планируем, что инженеры-механики СФУ всерьёз возьмутся за разработку экологического транспорта. Это только звучит фантастически. В своё время никто и подумать не мог, что в Красноярске начнут заниматься приёмниками ГЛОНАСС военного назначения. Тем не менее начали. И в этом направлении стали лидерами в России.

— Вы будете избираться по Октябрьскому району — какие проблемы жителей этого района наиболее актуальны?

— Сейчас я встречаюсь с рабочими коллективами, с учителями, изучаю проблемы. Попросил руководителя района и его заместителей, чтобы изложили мне свои ожидания. С администрацией этого района сотрудничаю уже много лет. Есть у меня большое желание увлечь школьников радиотехникой, чтобы они бесцельно не слонялись по дворам и не просиживали часами за гаджетами.

Сейчас в Академгородке создаём авиамодельный кружок, все ребята из Октябрьского района смогут сюда ходить. Реанимируем и радиотехнический клуб — будем готовить радиолюбителей-коротковолновиков.

— В развитых странах депутаты и госслужащие достаточно часто делают какие-то симпатичные жесты. Например, отказываются от автомобилей и ездят на работу на велосипедах, обедают не в вип-залах, а в обычных кафе и т.д. Как вы считаете, какой жест депутатов Заксобрания понравился бы горожанам?

— Какой я вип? Я просто человек из народа — вот, дослужился до полковника. Моя жизнь — на глазах у всех… Питаюсь я вместе со студентами в нашей столовой. Это сейчас у меня есть личный и служебный автомобили, а до недавнего времени, даже будучи начальником военной кафедры, ездил на работу автобусом.

— Кто из депутатов — может быть, российского уровня — по харизме, по поднимаемым вопросам вам близок?

— В Госдуме — это герой Российской Федерации генерал-полковник АНТОШКИН. Недавно было 30 лет со дня трагедии в Чернобыле, так вот Николай Тимофеевич, будучи командующим военно-воздушными силами Киевского военного округа, участвовал в ликвидации последствий катастрофы.

— Среди ваших наград — множество медалей и два ордена. Чем особенно дорожите?

— Каждая награда греет душу, но особенно дорог орден «За военные заслуги». Мне его вручили в 1999 году за то, что я вывел часть на первое место в России по караульной службе и на первое место в 14-й армии ВВС и ПВО по всем показателям.

— Какие проблемы руководству института предстоит решать в ближайшее время?

— Мы сейчас запустили инновационный научно-образовательный центр «ИРИДИЙ». В его состав входят пять лабораторий, в частности, лаборатории радионавигации и радиолокации, лаборатория бортовой аппаратуры межспутниковых измерений (БАМИ) наземной станции космического управления (МСКУ), лаборатории радиофизики, медицинской электроники, а также Студенческое конструкторское бюро. Задача — быстрее запустить все эти звенья, чтобы по всей цепочке пошли эксперименты.

Кроме того, у института есть прекрасная антенна для низкоорбитальных космических аппаратов, в ближайшее время рассчитываем её развернуть и начать научные исследования. Также создаём лабораторию по беспилотным летательным аппаратам.

В 2015 году ВИИ вышел в университете на четвёртое место по объёмам научно-исследовательских работ — освоено 48 млн рублей. В нынешнем году этот показатель будет в разы больше: у института есть все предпосылки, чтобы подняться по НИОКР на 1-2 место.

— Вы гордитесь своими выпускниками?

— Да! Первое, что мы стараемся воспитать в ребятах — чувство патриотизма, любовь к своей стране, к своему народу. Регулярно проводим встречи с ветеранами войны и труда, с этой целью в институте создан музей военных кафедр города Красноярска. Ежегодно с 2011 года поисковый отряд ВИИ «Енисей» участвует в экспедициях по местам прошедших сражений Великой Отечественной войны. За этот период подняты останки 140 красноармейцев. Установлены личности девяти из них.

Курсанты и студенты института постоянно принимают участие в краевых и общегородских мероприятиях, посвящённых Победе советского народа в Великой Отечественной войне, Дню защитника Отечества, выводу советских войск из Афганистана. В эти мероприятия входят вахты памяти, уроки мужества, уход за могилами, возложение венков, прохождение торжественным маршем. Институт готовит и проводит военно-спортивные праздники и соревнования по военно-прикладным видам спорта и многое другое. Эта работа не проходит бесследно: на входе в институт можно увидеть список фамилий выпускников, которые награждены государственными наградами — медалями «За отвагу», орденами Мужества, в том числе за службу в горячих точках. В эти дни у нас в институте работает представитель из Москвы, занимается отбором наших выпускников для службы в войсках Воздушно-космических сил России.

— Ваши увлечения помимо работы? Про авиацию вы уже сказали…

— Я очень люблю русскую историю, поэтому из интереса заочно окончил истфак Красноярского педагогического университета. Подытожил свои знания и получил ещё один диплом о высшем образовании.

— У вас двое сыновей. Какой путь в жизни они выбрали?

— Оба военные. Старший сын Виталий сейчас заканчивает Военно-воздушную академию имени Жуковского в Москве, он подполковник. А Евгений служит здесь, в Красноярске, старший лейтенант. Любовь к военному делу у нас в крови.

Вера КИРИЧЕНКО
Инженер АО «ИСС» им. ак. М.Ф. Решетнёва», выпускник 2012 года Учебно-военного центра СФУ Алексей РОМАНОВ:

— Евгений Николаевич Гарин — строгий, но очень отзывчивый руководитель. Не раз во время обучения мы, курсанты, звонили ему и рано утром, и поздно вечером — он всегда доступен, всегда на связи, всегда готов помочь. При нём был введён в эксплуатацию спортзал в Академгородке. Занятия спортом у нас всегда поощрялись. Я, например, занимался пауэрлифтингом (был кандидатом в мастера спорта). Когда нужно было на день-два уехать на соревнования, то в институте мне всегда шли навстречу и
отпускали.

В этом году я поступаю в аспирантуру. Решение заняться наукой принял опять же по совету Евгения Николаевича. Когда мы случайно встретились с ним в Железногорске, он поинтересовался моей работой и убедил, что необходимо вернуться в институт и вести исследования по направлению «Радиотехника».

Заместитель председателя КНЦ СО РАН по науке и технике, доктор технических наук, профессор Валерий Михайлович ВЛАДИМИРОВ:

— Совместно с научными лабораториями Военно-инженерного института СФУ, директором которого является Евгений Николаевич Гарин, Красноярский научный центр СО РАН и Научно-производственная фирма «ЭЛЕКТРОН» проводят работы по установке беззапросных измерительных систем (БИС) наземного комплекса управления системы ГЛОНАСС. В настоящее время эти системы установлены по всей России, а также в Нуреке (Таджикистан). В прошедшем и текущем году были подготовлены площадки для их установки в Антарктиде, что позволит нам обеспечить постоянные наблюдения за всем космическим сегментом навигационной системы ГЛОНАСС.

Также ведутся совместные работы по созданию и испытанию MСT — мезо-страто-тропосферного радара для определения скорости ветра на больших высотах. Планируем его установить на космодроме «Восточный».

Так что с Евгением Николаевичем Гариным нас уже много лет связывают совместные научные работы. Есть общие публикации во многих журналах, подготовлены и выпущены несколько учебников, вместе участвуем в научных конференциях как в России, так и за рубежом. Евгений Николаевич — это человек, который во многом определяет направление работ, аккумулирует наши усилия по созданию и обеспечению работы наземного комплекса управления системы ГЛОНАСС.

Его личные качества? Серьёзное отношение к делу, настойчивость, целеустремлённость. Я считаю, что это очень талантливый учёный, который уже многое сделал и ещё сделает в области радионавигационных систем связи, радионавигации и радиолокации.

Следует ещё отметить его прекрасные организаторские способности, тщательный подбор кадров ВИИ СФУ, что определяет успех как в научной работе, так и в образовательной сфере. Надеюсь, что участие профессора Гарина в работе Законодательного Собрания усилит внимание законодателей к научно-образовательной сфере нашего края, что в дальнейшем будет способствовать инновационному развитию территории.

Похожие материалы