Alt-Shift глобализация
Умей увидеть больше

Зажимаем на клавиатуре Alt, потом Shift, затем вводим www.____. Что же следует за точкой – ru, eu, ws, uk, jp, tv, de, cc, us, ua, fm…? Всего несколько секунд необходимо, чтобы попасть в Бразилию, Францию, Китай, Норвегию… в зависимости от того, какие буквы мы набираем на клавиатуре. Глобализация — преодоление государственных, этнических, национальных, религиозных, наконец, информационных границ. Религии, языки, территории, этносы существуют независимо от привычных рамок.
Глобализация действительно вокруг нас, она открывает границы и изменяет мир. Мы ездим на японских машинах по русским дорогам и одеваемся в итальяно-китайскую одежду. В 1998-м году президентом Литвы стал гражданин США Валдас Адамкус. А Россия сегодня является полноправным участником европейской образовательной интеграции — Болонского процесса. Мы живем в этом мире, и он дает нам огромные возможности, но не стоит обманывать себя в том, что все мы способны воспользоваться этими возможностям. «Глобальная деревня», в которой мы живем, не делает нас глобальными автоматически.
Для того чтобы жить в городе, нам всем в свое время пришлось выучить правила дорожного движения и расписание городских маршруток, запомнить телефонные номера 01, 02, 03 и 09, кучу кодов от подъездных дверей и многое другое.
Для того чтобы стать жителем глобального мира и пользоваться всеми его благами, необходимо проектировать свою жизнь на большой карте — знать мировые новости, изучать языки, искать возможности учиться и работать там, где делать это эффективнее всего.

«Влияние смены движителей на эксплуатационные свойства колесных машин» — с первого раза я не смог точно воспроизвести тему диссертации на слух и попросил моего собеседника записать ее на бумаге. Весной, в конце учебного года Антон Щербина, автор будущей диссертации с таким названием, собирал материалы для своей кандидатской.

Быть глобальным — значит пользоваться всем миром так, как будто это город, в котором ты родился.

Антон не ограничил себя поиском материала в библиотеках или в сети Интернет, он решил написать небольшое письмо в компанию BMW, где рассказал о своей диссертации и задал несколько интересующих его вопросов.

Как ни странно, ответ последовал незамедлительно. В компании BMW смогли не только расшифровать тему диссертации, но и с интересом ответили на письмо. После месяца переписки представители BMW предложили Антону посетить заводы Баварского автогиганта и посмотреть на все своими глазами. По факсу в университет отправили приглашение. Встал вопрос финансирования поездки.

Проект создания СФУ — это, прежде всего, проект по предоставлению больших возможностей его студентам, аспирантам, преподавателям. Инициативу молодого ученого поддержали, и университет выделил на поездку необходимые средства.
Получить визу было не сложно, как и добраться до места встречи. За неделю, которую Антон провел в Германии, он посетил два города — Мюнхен и Дингольфинг, в которых находятся крупнейшие заводы BMW.

В Мюнхене нашего аспиранта встретил глава центра посещений завода. Как выяснилось, Антон был не единственным желающим познакомиться с процессами производства BMW. Для посетителей проводятся регулярные экскурсии в зависимости от сферы их интересов (для экономистов, инженеров, политиков, ученых, студентов); экскурсии начинаются через каждые
полчаса.

«Сложно было представить раньше, что производство автомобилей может быть искусством. Совершенно фантастично выглядел цех, где с помощью роботов-манипуляторов сваривают части кузова. Одновременно 6-8 роботов начинают работу, летят искры, и через несколько секунд все готово, следующий автомобиль…. Возникает ощущение, что попал в какой-то фильм про будущее! Непривычно было и полное отсутствие бумаг — все процессы на заводах и в офисах компьютеризированы и автоматизированы. Единственный цех, где люди работают руками, — это цех сборки двигателей, их до сих пор изготавливают вручную.

Отвечать на письма заинтересованных лиц — часть информационной политики баварского автогиганта, так они создают и поддерживают свой имидж. Это и стало для меня самым большим открытием всей поездки. Мир оказался доступнее, чем я ожидал. Единственной преградой, стоящей перед нами, является неумение пользоваться возможностями. BMW готовы брать наших студентов на практики и стажировки, в некоторых случаях даже за свой счет. Единственным барьером является язык, обычно 8 из 10 желающих пройти стажировку не выдерживают экзамен на знание языка».

Карта мира, на которую так полезно иногда смотреть, становится для нас все доступнее. Всего несколько усилий — увлеченность делом, знание языка, фантазия и блеск в глазах открывают для каждого студента, аспиранта СФУ весь мир.

Антон ПОПОВ