Программируй. И победишь!

Конкурс «Студенческий выбор» проводится в стенах СФУ уже второй год и состоит из нескольких этапов. Первый — это анкетирование, когда сами студенты выдвигают тех преподавателей, которых считают лучшими. Второй этап — рейтинг, когда оцениваются портфолио 20 преподавателей, набравших наибольшее количество голосов. И, наконец, участники проводят открытый мастер-класс. Сегодня мы представляем победителя конкурса, лучшего преподавателя СФУ.

Заведующий кафедрой информационных систем Института космических и информационных технологий Сергей Александрович ВИДЕНИН победил в прошлом учебном году во внутривузовском конкурсе «Студенческий выбор». Решение об участии в нём он принял буквально в последние минуты до окончания приёма заявок.

— О самом конкурсе я узнал за день до того, как пришло официальное сообщение, что я попал во второй тур, — рассказывает победитель. — Студенты меня поставили перед фактом: мы за вас голосовали и, скорее всего, вы пройдёте. Но так совпало, что именно в эти дни мы с коллегами впервые проводили международную олимпиаду по программированию, в СФУ приехало много гостей из России и ближнего зарубежья — порядка 180 участников. Я волновался, что не вытяну и олимпиаду, и одновременно участие в конкурсе. Но поддержка ребят вдохновила, а организаторы учли мои пожелания и позволили выбрать удобный день для проведения открытой лекции.

— Говорят, предмет, который вы читаете, один из самых сложных в институте — архитектура информационных систем…

— Он и в самом деле непростой. Когда после университета, отработав какое-то время в школе, я пришёл устраиваться программистом в IT-компанию, то её директор засомневался: преподаватели, по его мнению, психологически устроены так, что если выучили один материал, то потом лет 30-40 будут его преподавать в неизменном виде. И в самом деле: для множества дисциплин — это норма, а в программировании информация стремительно обновляется.

Я бросил заниматься практикой три года назад и уже чувствую, что иногда не хватает этого опыта. Бывает, прямо во время лекции звоню бывшим коллегам-программистам, чтобы проконсультироваться по каким-то новинкам. А если нет возможности быстро уточнить у коллег, то записываю вопрос и потом встречаюсь с продвинутыми специалистами, получаю информацию из первых уст.

Комментарий

Мария ЕСИНА, организатор конкурса, руководитель комиссии по качеству образования профкома студентов СФУ:

— Участникам давался простор для творчества, важно было в итоге получить профессионально ориентированное открытое занятие. В конкурсе прошлого учебного года впервые мастер-классы оценивали не только студенты, но и администрация (мы приглашали представителей дирекций институтов). Параллельно студенты отправляли свои творческие работы и (видеоролики) в поддержку любимых преподавателей.

Что ещё изменилось в организации конкурса? Если раньше мы проводили анкетирование вручную, то теперь значительно упростили процесс, воспользовались Google-формой. Все ссылки размещались ВКонтакте и были доступны всем обучающимся СФУ.

Сейчас многие студенты жалуются, что материал, который им преподносят лекторы, не имеет практического применения. Поэтому во время конкурса мне хотелось показать, что теорию можно модифицировать под конкретные задачи.

— Чем удивили жюри?

— Я рассказывал не про само программирование, а про то, как управлять программистами. Из-за нехватки времени в учебном процессе редко приходится применять такую форму, как «Кейс-стади» (Case study), но она очень эффективна. В своё время исследовал данную тему в рамках кандидатской диссертации, посвящённой методике преподавания информатики. Кроме того, я позвал на свой открытый мастер-класс группу поддержки — IТ-партнёров, бывших выпускников нашего института, учредителей и директоров компаний «Aspirity», «Росработа», «AstroSoft» и др. Вводную часть я посвятил теории, а мои гости показали, как в конкретном бизнесе эта теория применяется на практике.

В ходе мастер-класса мы сымитировали получение студентами заказа на разработку программного обеспечения. У ребят на входе было письмо от заказчика, описание желаемого проекта, описание компании, примерный штат, бюджет и т.д. Затем студенты работали в команде, должны были предложить схему, по которой следует вести переговоры с данным заказчиком. После выполнения задачи студенты буквально засыпали вопросами руководителей компаний…

— Интерес понятен — перед ними потенциальные работодатели…

— «Росработа», к примеру, начиналась с идеи, которую программисты воплотили в жизнь в 90-х годах, а теперь это довольно успешный бизнес не только в сфере занятости. Они также разрабатывают компьютерные игры. Компания «Aspirity» делает веб-сайты, а компания «AstroSoft» выполняет разработки для крупных корпоративных заказчиков, в их числе Монетный двор в Санкт-Петербурге. Подобные встречи студентов с потенциальными работодателями, так называемые Дни без турникетов, выездные экскурсии в компании я устраиваю как минимум два раза в год.

— Как вы находите общий язык с немотивированными студентами?

— Студент может где-то даже дерзко себя вести, но это погрешности возраста. У них ещё просто нет социального опыта, а буквально через два-три года всё придёт в норму.

Кстати, ВКонтакте мне пришло сообщение от выпускников, которые сейчас работают в Новосибирске: «Поздравляем, Сергей Александрович! Мы и раньше знали, что вы лучший! Очень рады вашей победе». Приятно получать такие послания.

— Раз зашёл об этом разговор — социальные сети упрощают или усложняют жизнь, отнимая время?

— Свой аккаунт ВКонтакте я завёл не так давно, год или полтора назад и только для студентов, потому что понял — так проще до них донести информацию. В среднем по 5-6 вопросов в день задают, стараюсь всем отвечать. Дипломники и старосты пишут смс в любое время.

— Кто вы больше — программист или педагог?

— Я себя считаю программистом, который умеет быть наставником. Кстати, в школе, помню, часто робел, когда приходилось выступать публично, и студентом чувствовал себя не вполне уверенно. Помогла учительская практика в школе. Уже работая в вузе, понимал, что не хватает каких-то приёмов. Видеолекции смотрел по ораторскому искусству, ходил на тренинги, где учили управлять аудиторией, удерживать её внимание.

Сейчас радует, что студенты довольно активно посещают мои занятия. Моя принципиальная позиция: никого и никогда не отмечаю в журнале посещаемости, потому что не хочу строить интерес к своему предмету на страхе. Гораздо сложнее добиться посещаемости не контролем, а умением преподносить материал.

Вера КИРИЧЕНКО