Измеряя науку


Лекция Марка АКОЕВА «О чём говорят наукометрические показатели?» стала первой в цикле мероприятий Службы поддержки публикационной активности — той самой СППА, которая создана в университете как одно из мероприятий программы повышения международной конкурентоспособности. О чём говорил лектор, о способах повысить свою цитируемость и о самой СППА — читайте в очередном материале рубрики.

Одни полагают, что наукометрия помогает представить объективную картину развития научного направления, оценить его актуальность и законы формирования информационных потоков, другие считают измерение параметров и характеристик научной деятельности «играми в цыфирь». Кто же прав? Заведующий лабораторией наукометрии УрФУ Марк Акоев, читая лекцию научным сотрудникам СФУ, объяснил: любые наукометрические исследования сами по себе ни о чём не говорят. Наукометрические показатели могут способствовать формированию взвешенного экспертного суждения, но, анализируя только количественные характеристики, не стоит забывать об особенностях областей и тематик исследований.

Всё относительно

«Распределение ресурсов, выделяемых на развитие разных предметных областей, неодинаково. Можно выделить три особо финансируемые области: естественные науки, инженерные науки и медицина.

Объём публикаций в области Arts and Humanities существенно меньше, чем в естественных науках, и в них высока доля монографий. Это является следствием существенно меньшего, чем в естественных науках, числа специалистов, работающих в этой области. Также в гуманитарных науках цитирование появляется намного медленнее, чем в естественных науках, где высока интенсивность обмена мнениями в статьях. Медленное появление цитирования в гуманитарных науках не позволяет использовать наукометрические показатели, основанные на цитировании, для практических задач оценки.

Американский социолог Рэндалл КОЛЛИНЗ провёл выдающееся исследование, детально проанализировав философские школы — от древнегреческих мыслительных традиций до современных школ ХХ века, идеи учителей и учеников, их развитие и цитирование. Это исследование показало, что в философии — наиболее спорной по применению области для наукометрии — наблюдаются ровно те же самые законы, которые действуют в массиве публикаций по естественным и социальным наукам. Но процессы развиваются настолько медленно, что применение методов статистической обработки возможно только в интервалах столетий.

Некоторые области имеет смысл анализировать за период три года, а какие-то для своего анализа требуют не менее десяти лет. Это касается не только областей гуманитарного знания: в математике средний показатель цитирования продолжает расти и через 10 лет после написания статьи. Каждая область интерпретируется и может быть измерена только с учётом тех особенностей, которые в ней существуют. Например, анализируя исследования специалистов, которые занимаются математической физикой, следует помнить о том, что они более востребованы, чем работы учёных, занимающихся теорией чисел.

Для профессора, занимающегося медико-биологическими исследованиями, индекс Хирша, равный пяти, — это мало, а для математика — очень хороший показатель».

Слово эксперта

Кто-то спросит: «Зачем нам проводить измерения, если мы можем пригласить экспертов-предметников?».

Можно проводить оценку с помощью формальных показателей, можно — с помощью экспертного мнения, но применение только одного из этих методов чревато определёнными проблемами. Например, мы можем столкнуться с субъективными суждениями эксперта, на которого влияют сиюминутные представления о приоритетных потребностях. Наукометрия позволяет немного скорректировать экспертное мнение в пользу более реалистичного взгляда на результаты.

Например, в Италии применяется двухстадийная процедура, когда эксперты отбираются по наукометрическим показателям и в дальнейшем проводят неформальную экспертизу работ, выставляемых на оценку. А в Англии недавно была проведена национальная оценка университетов REF2014: университеты предоставляли экспертам определённую часть наукометрической информации как справочную, и эксперты оценивали лучшие статьи, отобранные самими университетами. После проведения сравнения наукометрических показателей университетов и оценок экспертов получилась очень высокая корреляция. Однако оценка только на основе формальных показателей и экспертного знания, без участия всех, кто заинтересован в получении оценки, а это прежде всего учёные, приводит к тому, что исчезает ощущение справедливости оценки. Известно, что в том случае, если процедура экспертного обсуждения открыта, и все её участники могут высказать своё мнение и будут услышаны, решение воспринимается как справедливое.

Рекомендации начинающим исследователям

«В первые годы карьеры очень важно наладить связи, которые будут способствовать включению учёного в сеть мировой коммуникации. Эта ориентация на мир — не некое идолопоклонство перед Западом, а вполне естественный процесс. Зачастую ближайшие специалисты, занимающиеся вашей научной проблемой, могут работать в Австралии, Бразилии, Америке.

Необходимо ездить на конференции, активно общаться. Чаще всего общению мешает не отсутствие языковых навыков, а некое непонимание того, насколько уникальна конференция, где вы можете в неформальной обстановке пообщаться на тему своей научной работы с коллегами. Зачастую их совет может помочь вам серьёзнее, чем месяцы анализа вашей работы в вашей научной группе. Атака существующего знания, анализ нестыковок и сложностей — суть научного процесса, а общение с другими учёными, которые погружены в вашу тему, лучший способ получить качественный результат.

Но прежде чем обращаться к коллегам на конференциях, следует уделить большое внимание тому, о чём они пишут, и здесь на помощь приходит Научная библиотека, способная обеспечить студентов качественными полнотекстовыми ресурсами. Не многие университеты страны имеют такую серьёзную подписку, как СФУ.

Использование ресурсов, дающих возможность читать актуальную информацию именно по тематике ваших исследований, — это тот фундамент, на котором можно выстраивать коммуникации с коллегами. Чтение необходимо для того, чтобы знать, что уже сделано, не повторяться, понимать, как ваши исследования могут быть встроены в мировой контекст.

Ведущие университеты организуют семинары по чтению: коллективы учёных регулярно собираются, разбирают новые работы в своей области. Это также развивает способности молодых учёных по критическому восприятию научных публикаций и обогащает членов научной группы информацией о новых методах и приёмах, применяемых коллегами».

20 октября состоится семинар «Как написать и опубликовать статью в высокорейтинговом научном журнале». Подробности и регистрация на мероприятие — в разделе СППА на сайте Научной библиотеки СФУ.

Мария РОМАНЮК