Управление проектами — это не только «5-100»,

или Базовые компетенции для преподавателя


Пригласить в университет Фаину КУРЗЮКОВУ потребовала насущная необходимость. Программа повышения международной конкурентоспособности предполагает реализацию целой серии проектов, руководить которыми надо ещё уметь. Ф.В. Курзюкова — один из признанных специалистов в этой области. Кстати, в своё время она закончила юридический факультет нашего университета.

ДОСЬЕ

Кандидат экономических наук, доцент. Работала завкафедрой управления проектами в Сибирском аэрокосмическом университете, потом завкафедрой менеджмента и маркетинга в Новороссийском филиале Финансового университета при Правительстве РФ. Проходила повышение квалификации в Международном центре экономического и бизнес-образования, в Национальном совете по экономике США, Академии информационных технологий по управлению проектами (где преподаёт до сих пор с 2000 года) и др. Аккредитованный преподаватель ACBSP. Провела более 300 семинаров по управлению проектами, сотрудничает со многими крупными компаниями по вопросам внедрения проектного подхода.

— Фаина Васильевна, вы провели для слушателей СФУ серию семинаров. Так и планировалось или ваш второй приезд в СФУ организован, так сказать, по многочисленным просьбам?

— Первые семинары прошли у нас в апреле 2016 года и были посвящены изучению основ управления проектами участниками Проекта 5-100. Участие в семинарах позволило слушателям освоить технологию управления проектами, унифицировать термины, понять условия эффективности и ошибки применения. Многие участники достаточно серьёзно отнеслись к обучению и приняли активное участие в вебинарах и практикумах, проходивших уже летом.

Наша встреча в октябре была плановой, на семинаре для продолжающих обучение я с удовлетворением убедилась, что предыдущий этап дал хороший результат: слушатели на высоком профессиональном уровне выполнили критический анализ плановой документации проектов. Кроме того, участники семинара с удовольствием приобретали новые компетенции: учились составлять отчёты, планировать PR-мероприятия и проводить презентацию итоговых результатов проекта. Очень хорошие результаты показала группа кадрового резерва. Я была просто очарована высоким потенциалом молодых преподавателей и сотрудников университета, которым было очень важно в свою копилку компетенций добавить такой универсальный навык, как управление проектами.

— И как люди оценивают проектную технологию после обучения?

— Во-первых, по моим наблюдениям, не было отторжения этого инструмента — сотрудники воспринимают управление проектами именно как особую управленческую технологию, дающую им преимущество, а не просто как непонятную и навязанную нагрузку. Во-вторых, аудитории стали понятны назначение и границы использования проектного подхода в вузе, роль проектного офиса. Теперь большинство уверено, что эта технология может и должна использоваться в вузе и после завершения Проекта 5-100, поскольку университет реализует множество типовых проектов, к которым можно отнести такие, как проведение конференций, летних школ, разработка новых образовательных программ, проведение научных исследований. Кроме того, обучающие проекты являются отличным инструментом интерактивного взаимодействия со студентами и вполне могут быть внедрены в практику работы кафедр, позволяя выполнять высокие требования образовательных стандартов.

Если говорить именно о Проекте 5-100, то далеко не все руководители и кураторы проектов изыскали возможность пройти обучение.

Изначально хотелось, чтобы обучение прошло как можно больше участников, что могло бы значительно уменьшить разночтения в понимании и реализации проектного подхода, выровнять качество планирования и управления проектами. Конечно, большому вузу требуется время на выстраивание эффективной системы управления проектами. От того, насколько она результативна, будет зависеть и уровень желаемых изменений в вузе.

— То есть сейчас на первый план выходит не только обеспечение компетенции участников проектов, но создание системы? Что подразумевает система?

— Это вещи параллельные, ведь проектная деятельность вуза не заканчивается с завершением Проекта 5-100, будет Универсиада, грядут другие проекты, которые нужно выполнять не только с высоким уровнем результативности, но и высокой степенью удовлетворённости проектных команд.

Именно удовлетворённость сотрудников позволит вовлекать в ряды проектного менеджмента всё новых сторонников, тиражировать удачный опыт, сформировать зрелую корпоративную культуру управления изменениями.

Кроме того, нужно дальше совершенствовать систему взаимодействия проектного офиса с командами проектов, унифицировать шаблоны проектной документации, создавать систему мотивации, основанную на оценке результатов проекта. Современные инвесторы, грантодатели постоянно повышают уровень требований к результату и контролю за использованием проектных инвестиций, нужно уметь доказывать им получение заявленных в проектах результатов.

Необходимо создавать корпоративную базу знаний: разрабатывать типовые проекты и типовые фрагменты проектной деятельности. В ходе обучения слушателями было выделено около 30 видов типовых проектов, по которым желательно было бы создать шаблоны, а ими могли бы пользоваться все институты, входящие в состав СФУ, множество кафедр и сотрудников. Это позволило бы значительно ускорить внедрение проектного подхода, повысить качество планирования проектов, снизить трудоёмкость, унифицировать термины, обеспечить единообразное понимание целей и ожидаемых результатов.

Практика показывает, что без проведения этих мероприятий управление проектами вряд ли приобретёт нужную зрелость.

— Октябрьский семинар вы дополнили обучающими мероприятиями по теме «Интерактивные методы преподавания». Как это выглядело?

— Да, и это уже было наше общение «по многочисленным просьбам». По сути происходящего это был авторский мастер-класс. Хотелось принести больше пользы преподавателям, с которыми работаю, поделиться своим многолетним опытом бизнес-тренера. В совокупности было проведено 4 семинара (мастер-класса), в которых приняли участие более 120 человек. В ходе нашего общения преподаватели систематизировали свои представления о методах преподавания, совершенствовали навыки планирования интерактивного занятия, знакомились с различными приёмами и техниками. Слушатели сами проводили мастер-классы, выполняли различные ролевые нагрузки и принимали самое активное участие в обсуждении результатов. В итоге было проведено более 20 мастер-классов и рассмотрено не менее 15 различных приёмов и техник интерактивного преподавания.

Кроме того, рассматривались и относительно новые для преподавателей методы обучения. В частности, слушатели познакомились с обучающим проектом как эффективным инструментом формирования компетенций студентов. Хотела бы отметить очень высокий уровень оппонирования и поблагодарить всех участников семинаров за конструктивный настрой.

— Наверняка, эта тема важна каждому преподавателю.

Интерактивные методы преподавания

Под ними понимаются приёмы, пути и средства, которые обеспечивают деятельностное участие обучающихся в процессе извлечения, осмысления, систематизации и усвоения знаний и предполагают активное взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом, доминирование активности обучающихся в процессе обучения.

— Конечно! Ещё не было случая, чтобы интерактивные методы были неактуальны для преподавателей той или иной дисциплины. Философы, экономисты, математики, кафедра физической культуры — все слушатели в ходе обучения разработали и представили фрагменты интерактивного занятия. И присутствующим было крайне полезно наблюдать за таким разнообразием форм и содержания.

Интерес преподавателей был обусловлен ещё и требованиями образовательного стандарта, который обязывает использовать интерактивные методы в определённом объёме.

Слушателям необходимо было понять несколько моментов: как обеспечить выполнение требований стандарта? Как доказать наличие интерактива в нужных объёмах? Как корректно оформлять интерактивные занятия? Хочу честно признаться, что не на все вопросы мы выработали чёткие ответы, но этого в данном случае и не предполагалось.

Вообще, мои наблюдения за использованием интерактивных методов преподавания в разных вузах позволяют сделать вывод, что на данный момент у большинства преподавателей нет единства в понимании и применении интерактивных методов, наблюдается разная трактовка приёмов и методик, неточная идентификация, некорректное описание интерактивных занятий.

Данные семинары не были исключением. Практика нашего общения со слушателями показала, что многие из них по факту проводят интерактивные занятия, в арсенале преподавателей есть просто замечательные модели интерактивного взаимодействия, но, к сожалению, над корректностью описания этих моделей нужно ещё поработать.

К основным ошибкам авторов в процессе разработки и проведения интерактивного занятия можно отнести следующие: неверное определение компетенций, на которые направлена та или иная модель; некорректная идентификация интерактивных приёмов и методов; нечёткое описание алгоритма выполнения задания; отсутствие показателей оценки выполнения работы; некорректно составленный раздаточный материал. У нас была возможность обсудить эти ошибки и дать конкретные рекомендации авторам.

— А какие общие рекомендации по результатам обучения вы могли бы дать?

— Во-первых, необходимо выработать, обсудить и унифицировать наиболее приемлемый формат оформления интерактивных занятий. Это позволит создать качественные прототипы, что, в свою очередь, значительно повысит процент использования методов интерактивного преподавания в СФУ.

Во-вторых, было бы полезно разработать и внедрить механизм проведения внутренней экспертизы имеющихся разработок, чтобы повысить уровень корректности описания и проведения интерактивных занятий.

В-третьих, неплохо бы тиражировать наиболее удачные разработки во всех институтах СФУ, выравнивая качество преподавания, обеспечивая формирование единого стиля оформления и формируя узнаваемую «школу» преподавания. Особенно важно это для молодых преподавателей.

В рамках кафедр надо прилагать целенаправленные усилия к тому, чтобы критическая масса преподавателей активно использовала методы интерактивного преподавания, особенно по ключевым профессиональным компетенциям той или иной специальности. Способствовать этому могло бы проведение конкурса на лучшее интерактивное занятие.

Пользуясь случаем, хотела бы поблагодарить всех участников за ценные идеи и материалы, которыми они щедро делились с аудиторией, за массу профессиональных находок и положительных эмоций от нашего общения.

— И последний вопрос: иногда создаётся впечатление, что люди, усвоившие проектные технологии, считают, что достаточно выполнить все процедуры, которые должно включать движение по проекту, и он получится. Это такая вера скорее в матрицу, чем в содержание, идею проекта. Так ли это?

— Считаю, что истина посередине. С одной стороны, тяжело без процедур, если нужно направить в одно русло усилия множества совершенно разных структур и людей. Такие проекты рискуют лечь в дрейф, буксовать, т.к. ни у кого нет понимания общих правил и алгоритмов. С другой стороны, не должно быть заорганизованности, излишне детальной регламентации, когда за процессом не видно идеи. Но это уже вопрос к тем, кто реализует проектный подход, вопрос квалификации управленцев.

При этом наличие процедур совершенно и абсолютно не исключает веру в идею проекта! Работа с содержанием внутри проекта — она не шаблонна по сути, ведь каждый проект создаёт относительно уникальный результат, и для профессионалов творчества внутри проекта вполне достаточно!

Соб. инф.

Похожие материалы