Степень PhD SibFU — объективная реальность

В университете продолжается разработка совместных с ведущими российскими и зарубежными научно-образовательными организациями аспирантских программ, в том числе с привлечением в качестве соруководителей зарубежных учёных и специалистов. Об этом, а также о развитии собственной степени PhD SibFU и модернизации системы подготовки аспирантов СФУ беседуем с одним из руководителей проекта, реализуемого благодаря программе международной конкурентоспособности 5-100, начальником управления аспирантуры, докторантуры и аттестации научно-педагогических кадров Ольгой Анатольевной ГРИГОРЬЕВОЙ.

— Ольга Анатольевна, в середине сентября завершился конкурс на получение грантов на проведение научно-исследовательских работ для аспирантов и молодых учёных по программам подготовки с присвоением степени PhD. Он вызвал большой интерес — 83 заявки из разных стран! Однако отобраны из них всего шесть, почему?

— Как говорится, не числом, а умением. Зато все победители конкурса нацелены на серьёзную работу, и в итоге через три года у них должны состояться защиты.

Анализируя саму процедуру отбора, могу сказать одно: претендентам на гранты нужно было заранее чётко определиться с темой научных исследований, с руководителем и проверить документы на соответствие всем требованиям. Встречались, например, темы, которые вообще не входили в рамки заявленных у нас программ. Примерно 60 процентов соискателей отклонили научные лидеры из-за несоответствия образования, отсутствия научного задела, не конкретно сформулированной темы научного исследования. В итоге одобрено 6 человек, каждому из которых полагается грант в размере 600 тысяч рублей в год. Причём выплаты будут производиться поквартально — по 150 тысяч рублей. Все аспиранты приступят к обучению с 1 декабря 2016 года. До этого времени они должны прибыть в Красноярск, для них уже забронировано жильё в общежитии №25.

— В СФУ создан прецедент — впервые в России были выделены стипендии именно иностранным аспирантам. А занятия у них будут проходить на английском языке?

— Конечно! Всё для этого подготовлено: учебные планы, рабочие программы, преподаватели. Более того, у аспирантов определены рабочие места в лабораториях, известны темы научных исследований. На сегодняшний день у нас есть шесть программ, по которым возможно обучение: «Биофизика», «Металлургия чёрных и цветных металлов», «Оптика и квантовая химия», «Градостроительное проектирование», «Вещественный, комплексный и функциональный анализ» и «Обработка металлов давлением». Последняя программа, к сожалению, оказалась невостребованной, очевидно, слишком специфическая тема.

— Если говорить о тематических предпочтениях — какая вырисовывается картина?

— Вне конкуренции программа, которой руководит кандидат физико-математических наук, доктор биотехнологии (PhD) Сергей Петрович ПОЛЮТОВ; на тему «Оптика и квантовая химия» изначально было подано 25 заявок, из них 12 от граждан Пакистана, пять — из Индии, три — Китая, две — из Ирана и по одной из Египта, Уганды, Ганы.

Очень востребована и программа «Градо­строительное проектирование», которую курирует заместитель по науке директора Института архитектуры и дизайна СФУ Ирина Валерьевна КУКИНА, кандидат архитектуры. Своим научным руководителем этого профессора захотели видеть сразу 15 человек! А один из них не прошёл по конкурсу (ему 31 год), но сам оплатил обучение, лишь бы Ирина Валерьевна осуществляла руководство его научными исследованиями. Профессор Кукина читает лекции за рубежом, и в ИАиД уже сформировался коллектив преподавателей, хорошо владеющих английским языком и способных осуществлять научное руководство.

Учитывая большой интерес к этой программе, планируем в ближайшее время закупить специальную литературу и программное обеспечение для ИАиД.

В настоящее время в стадии разработки находятся ещё восемь программ PhD по следующим направлениям: «Экология», «Гидробиология», «Археология», «Культуро­логия», «Механика жидкости и газа», «Дендрохронология и исследование годичных колец», «Галаценовые тренды изменения природной среды енисейского меридиана», «Электротехнология». По каждому направлению определен лидер, есть команда, которая разрабатывает полный комплект документов. Взять хотя бы программу
по экологии (лидер И.Н. БЕЗКОРОВАЙНАЯ), она создаётся совместно с коллегами из Испании. Заключён договор о совместной подготовке магистрантов. При посещении СФУ представители университета Барселоны проявили интерес к созданию совместной с СФУ программы по аспирантуре.

— Ольга Анатольевна, как отреагировала мировая общественность на возможность обучения в СФУ по PhD-программам аспирантов из разных стран, да ещё и с назначением стипендий?

— СФУ — третий из российских вузов, где присваивают степень PhD, и первый вуз, который выделяет деньги на обучение на английском языке по PhD-программам. Международная общественность отреагировала с интересом. Например, наши коллеги из университета Кадиса в Испании написали: «Удивительно! Это вообще практика зарубежных вузов, неужели в Сибири такое возможно?!». К слову, стипендиальное обеспечение аспирантов из других стран по программам PhD у нас в стране не предусмотрено, поэтому мы пошли по пути выделения грантов на научные исследования.

— В рамках проекта «Интернационализация аспирантуры, развитие собственной степени PhD SibFU» есть ещё одно важное направление — подготовка аспирантов совместно с ведущими российскими и зарубежными организациями и присвоение им двойных дипломов…

— Это первый пилотный проект по совместной подготовке аспирантов. Я бы сказала, прорывной. В настоящее время два человека от СФУ уже обучаются в Королевском технологическом университете Швеции. Между двумя вузами подписан договор на обучение по программе «Оптика и квантовая химия» (руководитель со стороны СФУ — С.П. Полютов, а от Швеции — профессор Hans Agren). Важно согласовать регламент представления диссертаций и требования к написанию работы — такие диссертации должны соответствовать как требованиям СФУ, так и стандартам вуза-партнёра.

— А они сильно разнятся?

— Разное всё, начиная от требований к оформлению диссертационной работы до состава диссертационного совета и процедуры проведения защиты. Сейчас мы обсуждаем все возможные варианты и разрабатываем два сценария развития событий. Первый — когда защита проходит в стенах СФУ, и шведские коллеги приезжают сюда. Второй — когда наши преподаватели едут в Швецию. Анализируем разногласия и параллельно ведём процесс согласования, готовим документацию, где будут прописаны все нюансы.

— Вы курируете разработку и других проектов, в том числе «Модернизация системы подготовки аспирантов СФУ». Каковы первые результаты?

— В рамках проекта в СФУ выделены 10 грантов по 120 тысяч рублей каждый на стажировки в ведущих зарубежных и российских вузах по ключевым направлениям исследований (финансирование из Проекта 5-100). Это позволит стимулировать результативность научной деятельности аспирантов, их публикационную активность и конкурентоспособность. В настоящее время проводим конкурс на получение этих грантов. Обязательные требования — наличие нескольких публикаций в научных рецензируемых изданиях, включённых в список ВАК, базы Web of Science, Scopus, приглашение от организации-партнёра и план научной стажировки. В итоге поездка должна вылиться в какой-то серьёзный труд — как правило, это часть диссертации или научная статья, написанная самим аспирантом либо в соавторстве с зарубежными учёными.

Что касается второй части проекта, то уже завершен конкурс на выделение повышенных стипендий аспирантам завершающего года обучения, планирующим защиту диссертационной работы в срок аспирантской подготовки или досрочно. В течение двух месяцев 15 человек будут получать стипендии по 20 тысяч рублей.

— Качество диссертационных работ улучшится с переходом на третий уровень высшего образования?

— Вопрос очень интересный. Третий уровень образования в университете, наряду с научно-исследовательской работой, предполагает «образовательную компоненту». У аспирантов появились зачётные книжки, сессии, государственные экзамены, государственная итоговая аттестация. «Образовательная компонента» призвана помочь аспирантам в проведении научных исследований, оформлении результатов, подготовке научных публикаций и формировании профессиональных компетенций.

До конца текущего года планируется создание пяти аспирантских школ — это пилотный проект.

— Каковы функции аспирантской школы?

— Во-первых, необходимо создать заинтересованное научное сообщество. В аспирантской школе будет руководитель и совет, в состав которого войдут члены диссертационного совета и ведущие специалисты в этой отрасли знаний. Аспирантские школы будут утверждать темы научных исследований, проводить промежуточные аттестации, семинары и государственные итоговые аттестации. Это очень важно!

В России уже существует опыт подобных аспирантских школ, например в Высшей школе экономики. Я этот опыт изучала и могу подтвердить — результат очень хороший. Хотелось бы, чтобы аспирантская школа принимала участие и в утверждении тем магистерских диссертаций, но это дело будущего. Соответственно аспирант получит дополнительно два года для научных исследований, что положительно скажется на результате и защите диссертационной работы. Аспирантские школы обязательно сработают!

— Были ли защиты диссертаций по присвоению степени PhD SibFU в этом году…

— Да, в октябре 2016 года прошли две защиты диссертационных работ по присвоению степени PhD по культурологии. Ещё одна защита по специальности «Оптика» планируется 29 ноября, а в начале 2017 года — по архитектуре.

Вера КИРИЧЕНКО

Похожие материалы