А король-то голый

В досуговом комплексе «Енисей» (Дубровинского, 1и) 21 ноября открылась межрегиональная молодёжная выставка «Молодая Сибирь».
Зрителям всегда интересно, чем заденут и поразят молодые, состоятся ли открытия в поисках смысла, насколько расширятся пределы личной свободы и ответственности. И будет ли чем восхититься, чему улыбнуться и что покритиковать. Для меня это не просто картины, а «письма оттуда», транслируемые через молодёжную энергетику.

Огромное выставочное пространство своевольно выделяет одни работы, делая почти незаметными другие.

Как всегда, доминирует портретный жанр. В серии «Путники» Е. ЗЕРФУС изображает музицирующих мудрецов. В портретах Д. КАРАБЧУК («Даша», «Стас» и «Леша») человек показан в моменты соприкосновения с искусством. В серии И. КАТОНОВА «Дети Алтая» удаётся сочетать безмятежность с ожиданием неизбежного.

И. Катонов

И. Катонов

С юмором выполнена серия М. ГЕЙН «Беларускiя сюжэты». Удивительно зоркая наблюдательность автора помогает извлекать смешное из каждодневной обыденности провинциальной жизни, выхватывая из толпы узнаваемые, забавные типажи («Огородники»).

Избегая официоза и слащавости, И. БЫКОВ оптимистично и по-своему увидел ростки нового в современной деревне. В серии «Алтай сельскохозяйственный» привлекательно выглядят не только поля подсолнечника с механизаторами, но и гуси, поросята и прочая симпатичная живность.

А. Денисов

А. Денисов

Но встречается и немало работ, вызывающих недоуменные вопросы: с ходульными ситуациями, узорчатым пустословием, картонными персонажами и натужными символами. Испытываешь печальную тоску от однообразных метров старательно закрашенных холстов.

Апофеоз самолюбования — 9 работ А. ДЕНИСОВА («Автопортрет»), где автор ловит свой кайф, любовно, пафосно и помпезно изображая букву «Я».

Самоупоенность ощущается и в фотопортретах «Время проявлять» Ж. СЕМЁНОВОЙ, М. МАРЧЕНКО, полностью адаптированных к уму младших школьников. Самозабвенное кривлянье барышень перед объективом рождает смысловой вакуум и банальность вторичного продукта.

И в какой-то момент понимаешь, что уже нет сил захваливать эту провинциальную претенциозность и ложную многозначительность. Да и не полезно им это. Тем не менее хочется надеяться, что молодые художники, реагируя на зрительские отзывы, вспомнят слова великого драматурга Е. ШВАРЦА: «У меня один ответ на критику — стараться работать как можно лучше».

Г. ВАСИЛЬЕВА-ШЛЯПИНА, профессор, доктор искусствоведения

Мнение зрителя

Фёдор ТАМБОВСКИЙ, Гуманитарный институт, 4 курс, специальность «философия»:

— Есть работы и авторы, которые мне показались интересными. Работы Игоря КАТОНОВА поразили меня своей глубиной, кажется, что можно заглянуть за картину и увидеть намного больше, чем изображено на полотне, будто тьма наступает на безмятежное и тихое место; если вглядеться в детали, то есть предчувствие какой-то беды. На мой взгляд, именно эта продленность вовне и отличает хорошего художника от дилетанта. Картины Марии ГЕЙН напомнили мне работы БОСХА, они будто вырваны из картин великого мастера, но не подумайте, что это повтор, они и сами достаточно самобытны. Обилие деталей, отборные краски, изысканная композиция — картина говорит нам, что в неё вложена душа автора. Работы Ивана БЫКОВА произвели на меня неизгладимое впечатление. То, как автор играет цветом и перспективой, просто завораживает, при этом здесь не нужно выдумывать двойных и тройных смыслов. Таким и должно быть настоящее искусство — ярким, смелым и лаконичным. Но немало и таких работ, от которых за версту разит халтурой и безвкусицей. И делаешь вывод: это — не искусство.