ПЕРЕМЕНЫ НАЧАЛИСЬ — И ПРЕВЗОШЛИ ВСЕ ОЖИДАНИЯ

Ректорат СФУ принял решение о создании Института фундаментальной подготовки (директором назначен В.М. Журавлев, бывший первый проректор КГТУ). Можно сказать, это первый содержательный шаг в реализации концепции будущего вуза, представление о которой, кстати, у подавляющего большинства — довольно смутное. Руководству пришлось проводить ряд встреч по этому вопросу, но нельзя сказать, чтобы прозвучавшая там информация людей успокоила и все перспективы прояснила. Наоборот, по мере углубления в тему вопросов становится все больше. Потому что речь идет о глобальных преобразованиях, которые — начались.

В ЧЕМ СУТЬ

Университет планирует набирать первокурсников на направления, экзамены по которым будут унифицированы. Первоначально речь шла о четырех, на сегодняшний момент остановились на семи направлениях базовой подготовки — естественные науки, гуманитарные науки, техника и технологии, IT-технологии, образовательные технологии, строительство и архитектура, экономика и право. В рамках этих направлений будет целый перечень специальностей, и при поступлении абитуриенты будут указывать те из них (не одну), которые хотели бы приобрести. Но окончательный выбор произойдет через 2 года. А первые два курса будет закладываться так называемый фундамент образования, основными блоками которого станут: естественнонаучные и математические дисциплины, естествознание, история и теория культуры, современная глобалистика.

ИДЕЙНАЯ ПОДОПЛЕКА

Этот подход решает две задачи. Во-первых, повышение уровня знаний вчерашних школьников, расширение кругозора, становление мировоззрения. Вопросами мировоззрения высшая школа последнее время не занималась, отдавая дань времени, но это ее не оправдывает. Университет должны оканчивать люди высокой культуры и интеллекта, поэтому история музыки и живописи, философия и психология, эволюция вселенной, общества и человека, мировые экономические, демографические и социальные проблемы — во всем этом студенты СФУ должны свободно ориентироваться, а стало быть — изучать. И для того, чтоб преподавание велось на достойном уровне, будут привлечены все культурные силы Красноярска, и не только.

Во-вторых, задача психологическая. 17-18-летние мальчики и девочки часто еще сами не знают, чего хотят. Поэтому им будет предоставлена максимальная возможность самоопределяться. Кроме базовых курсов, студенты смогут "гулять" по направлениям, знакомясь одновременно (если пожелают) с физикой, с инженерией, с психологией либо дизайном. С другой стороны, те, кто точно знает, чего хочет, уже с первого курса смогут самоуглубиться в специализацию — например, из числа дополнительных курсов выбрать изучение китайского языка или осваивать необозримое поле юриспруденции (кстати, через 2 года именно у этих людей, скорее всего, будет больше шансов попасть на желанную специальность — когда каждый должен будет предъявить ту сумму баллов, которую он набрал в рамках кредитно-модульной системы). Таким образом, студенты будут приучаться и к самостоятельной работе, и к ответственности за свой выбор.

ДО ОСНОВАНЬЯ, А ЗАТЕМ…

Картинка выглядит вполне убедительно. Однако нельзя сказать, что людей, которые непосредственно занимаются организацией учебного процесса — деканов, заведующих кафедрами — она успокоила. Учебные планы (отшлифованные годами), распределение нагрузки, содержание курсов — все это предстоит делать практически заново, и это огромная работа (впрочем, как сказал ранее в одном из своих выступлений ректор Е.А. Ваганов — самая спокойная и неторопливая работа). Предложенная новая система подготовки вызывает на факультетах просто шквал вопросов. Как теперь вести приемную кампанию, не испугаются ли абитуриенты и не подадутся ли в другие вузы?

Как предлагаемый набор курсов вместить в образовательные госстандарты, и сможем ли мы пройти аттестацию, которая ведь для нас тоже не отменяется?

Не останутся ли без работы преподаватели, которые вели специальные предметы именно на первых курсах?..

На сыплющиеся со всех сторон вопросы руководство дает самый оптимистический ответ. Число преподавателей не только не сократят, а за 4 года нарастят вдвое. Фундаментальная составляющая будет занимать 60-70% учебной нагрузки, т.е. останется время и для специальных предметов. Стандарты мы будем разрабатывать и утверждать свои, в соответствии с целями, которые ставим — Рособразование дает нам карт-бланш на любые эксперименты. Аттестация будет, но — буквально: "Забудьте про эти заморочки, они не должны вас волновать. За все ответит ректорат". Все эти вопросы, наверняка, будут еще обсуждаться. Так что дискуссия cостоится!

Валентина ЕФАНОВА
Комментарий директора Института фундаментальной подготовки СФУ В.М. ЖУРАВЛЕВА

Сибирскому федеральному университету действительно представляется возможность стать флагманом уровневого образования мирового класса. Практические шаги в этом направлении должны быть связаны с созданием стандартов третьего поколения — федеральных государственных образовательных стандартов. Новая идеология заключается в формировании результирующих требований к знаниям, умениям и навыкам, обеспечивающим важнейшие компетенции.

Институт фундаментальной подготовки создан в условиях, когда работодатель сформулировал перечень профессиональных навыков, в качестве важнейших — общетеоретическую подготовку и базовый уровень знаний (по областям); а в перечне персональных качеств — обучаемость, коммуникативность, стрессоустойчивость.

Стандарт СФУ будет вводиться взамен действующего по признании его академическим и профессиональным сообществами и учредителем — лучшим!

Несколько слов об организации учебного процесса в ИФП.

Число макропрофилей (6-8) определяется инвариантами содержания двух циклов: математических и естественно-научных дисциплин и т.н. гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Унификация по макропрофилям будет производиться преподавательским сообществом при требовании масштабного использования возможностей: модульного построения содержания дисциплин с вынесением на 3-4-5 курсы специальных глав дисциплин; кредитно-рейтинговой схемы трудоемкостей; вузовской (региональной) компоненты циклов дисциплин.

Первоочередной задачей ИФП является утверждение такого перечня вступительных испытаний, который оставлял бы степени свободы для узкопрофессиональной ориентации и реализации собственно мобильности обучающихся.

Представляется к реализации единая система конкурсного приема.

Следующий шаг — адаптация бывших школьников к вузовским технологиям и содержанию учебных дисциплин, создание возможностей для самообразования, непрерывной учебной работы. Мы хотим создать службу наставников с серьезными задачами в этом воспитательном направлении.