И словом, и танцем…

Что общего между танцем и повестью? Как подвести под общий знаменатель хореографа Михаила ГОДЕНКО и писателя Виктора АСТАФЬЕВА? Непростая задача, правда? А вот студентам СФУ этот «орешек» оказался по зубам. Наши студенты приняли участие в совместном проекте Центра студенческой культуры СФУ и Ансамбля танца Сибири им. М. Годенко. И удивили самих организаторов.

В прошлом году Ансамбль танца Сибири впервые представил концерт «Фронтовики. Творцы. Легенды», посвящённый творчеству Михаила Годенко и Виктора Астафьева. Тогда в концерте были использованы архивные записи интервью В.П. Астафьева, фото- и видеоматериалы, цитаты из литературных произведений, фрагменты документальных фильмов о двух этих легендарных сибиряках. В нынешнем году организаторы решили пойти дальше и включить в концерт отрывки эссе-размышлений студентов и школьников о Михаиле Годенко и Викторе Астафьеве.

Студенты Института филологии и языковой коммуникации к участию в проекте отнеслись со всей серьёзностью.

«Сама по себе идея проекта чудесная, потому что Виктор Петрович Астафьев и Михаил Семёнович Годенко — два великих человека, которые жили в Красноярске и внесли огромный вклад в нашу культуру. Каждый по-своему: кто словом, кто танцем. Нам очень приятно, что руководство ансамбля приняло решение привлечь к работе студентов и школьников Красноярского края и вышло к нам с предложением об участии. Конечно, мы были рады откликнуться!» — рассказывает профессор кафедры русского языка, литературы и речевой коммуникации ИФиЯК СФУ Галина Анатольевна КОПНИНА.

Участие в конкурсе эссе приняли 20 студентов ИФиЯК. Все они стали гостями концерта Ансамбля танца Сибири. И уже по его следам написали свои эссе, где связали воедино впечатление о концерте с творчеством Виктора Астафьева и Михаила Годенко.

«Всегда здорово ещё раз сходить на концерт легендарного ансамбля танца Сибири и перечитать книги Астафьева, — говорит проректор по молодёжной политике СФУ Роман БОГДАНОВ. — Восприятие одних и тех же произведений искусства у разных поколений может отличаться. И не может не радовать тот факт, что студенческие эссе впечатлили как экспертов, так и обычных зрителей».

«Эссе получились очень интересные, — отмечает Галина Анатольевна. — Некоторые студенты провели параллели — рассуждали над тем, что общего между литературой и танцем. Другие нашли отличия в мировосприятии Астафьева и Годенко. Предложили даже идею для нового танца ансамбля. А в одном из лучших эссе представлены размышления о том, что мог бы нам сказать Виктор Астафьев, если бы был хореографом, и каким бы писателем был Михаил Годенко. Необычный взгляд. Я думаю, такой опыт был полезным для наших студентов. Во-первых, среди них есть те, кто раньше не был знаком с творчеством ансамбля. А между тем это всемирно
известный коллектив и визитная карточка Сибири. Во-вторых, думаю, перед написанием эссе студенты ещё раз читали Астафьева. Освежили свою память, заново открывая знакомые страницы, по-новому прочли произведения. В-третьих, им понравилось необычное задание. И если нас пригласят принять участие в этом проекте ещё раз, думаю, желающих будет больше».

Кстати, идея не просто собрать и отправить организаторам эссе, а провести именно конкурс, пришла в голову преподавателям института, чтобы добавить немного азарта и здоровой конкуренции. В итоге лучшими были признаны работы Любови ДУРЫНИНОЙ, Ивана ПОБЕРЕЖНЫХ и Ольги КОЖИНОЙ. А все авторы получили в подарок билеты на концерт «Фронтовики. Творцы. Легенды. Продолжение в творчестве». Кроме того, эссе были опубликованы на страничке ансамбля в Facebook.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Иван ПОБЕРЕЖНЫХ, студент ИФиЯК

— На концерте меня приятно удивила наполненность зала и активность публики; значит, люди интересуются таким искусством. Слегка расстроила более тёплая и восторженная реакция публики на юмористические номера, чем на некоторые технически сложные — я вот громче бы аплодировал в других местах. Со второго просмотра, наконец, заметил искренность радости танцоров на сцене. Не то что бы раньше за улыбками виделась какая-то напряжённость, но всё же только тогда поверилось, что все прониклись головокружительной энергией танца и плясали, как говорится, от души. Отметил для себя особенность многоголосых постановок: можно наблюдать не только за тем, что происходит в центре, но и вообще за любыми персонажами — везде что-то интересное происходит. В больших номерах, таких как «Енисейская ярмарка», рассказывается одновременно с десяток историй. Творчество В.П. Астафьева, действительно, как ничто другое гармонирует с номерами ансамбля. Прекрасно подобраны строки, усиливающие удовольствие от происходящего. В общем и целом впечатления самые тёплые — ансамбль повеселил, удивил и запомнился.

Отрывки из эссе:

«Вся история человечества — это сборник повестей, по большей части никому не рассказанных, на протяжении многих веков одних и тех же. Наблюдательность и сверхъестественное чувство гения вылавливает их из общего потока, прямо из нашей жизни, и рассказывает одновременно как новую и как хорошо нам известную» (Иван Побережных).

«Годенко создавал свои постановки о тех же и для тех же людей, что и Астафьев. Простые люди со своими радостями и обыденными заботами. Об этом говорят даже названия хореографических номеров: «Молотьба», «Вечора», «У колодца». За каждым из них — маленькая встреча, маленькая радость или горе» (Любовь ДУРЫНИНА).

«…через народные танцы и литературу впитываешь искромётную любовь к Сибири: к её укладу, к её быту, к её людям, которым присущи свои недостатки и слабости, но которые остаются всегда понятными и живыми» (Ольга КОЖИНА).

«Народный танец «Назаровская молотьба», где показывается, что в процессе молотьбы для юношей и девушек работа и игровое начало, радость работы оказываются неотделимыми друг от друга. Этот мотив также встречаем во многих произведениях В.П.Астафьева, например, в текстах «Последний поклон» и «Тают снега»: «Есть в крестьянстве трудная, но увлекательная работа — молотьба. Даже в старые времена, когда молотили цепами, молотьба была самой радостной работой хлебопашца» (Елена СТУПАКОВА).

«Пережив вместе с русским народом, наверное, самую страшную трагедию двадцатого века, эти прекрасные художники рассказывали о простых и важных вещах. И пусть один творил в танце, а другой — словом, оба говорят нам о нашей родной Сибири (скажем больше — о Руси, о России), о её радостях и горестях, о нас самих» (Мария ШИПИЛОВА).

А что же организаторы?

«Эта идея давно лежала на поверхности: два человека, два бренда, один день рождения (1 мая). Михаил Семёнович и Виктор Петрович оба прошли войну, работали на сибирской земле, и мы попытались объединить их творчество, — рассказывает пресс-секретарь Ансамбля танца Сибири Людмила ФРИЗИЦКАЯ, — Это было трудно, ведь несмотря на это общее — они всё-таки очень разные. Танцы Годенко — фееричные, радостные. И хотя он прошёл войну, работал в военных ансамблях, у него только один мужской танец — «Казачий пляс». Если мы проанализируем его творчество, то военных постановок практически нет. В то же время найти радостные, светлые строки у Астафьева оказалось сложной задачей. Но в итоге концерт зрителям очень понравился. В этом году мы решили сделать концерт-продолжение и попросили студентов СФУ написать эссе. Ведь «продолжение» — это вы, молодёжь, для которой всё и создаётся. Это первый совместный творческий проект с СФУ, и результат превзошёл все ожидания! Эссе студентов оказались такими глубокими и осознанными. То, что вы сделали, нас поразило. Мы, наверное, ещё долго будем вас цитировать и на вас ссылаться, потому что в работах поднят большой смысловой пласт. Видно, что ребята пропустили всё через себя. Мы благодарны вам всей душой».

Наверное, такой отзыв — лучшая оценка для студентов и их преподавателей.

Анна ГЛУШКОВА