Первые лётчики Тувы

Каждый год в мае мы вспоминаем тех, кто в Великую Отечественную войну спас мир от коричневой чумы. Тогда как-то не особо придавали значение тому, какая национальность была прописана у бойца в красноармейской книжке. Родина была у всех одна — Советский Союз, или как тогда писали в официальных документах — «Союз ССР». Каждая союзная и автономная республика, край, область направляли тысячи своих сынов и дочерей на борьбу с врагом.

Но многие ли знают о том, что в рядах Красной Армии против немецко-фашистских захватчиков сражались и граждане других государств? Причём именно в рядах Красной Армии, а не в составе своих национальных формирований — как Войско Польское, полк сражающейся Франции «Нормандия-Неман», 1-я Чехословацкая пехотная бригада полковника Людвика Свободы.

Иностранцами были наши соседи из маленькой горной Тувы, тогда — самостоятельного государства: Тувинской Народной Республики.

22 июня 1941 года в день начала Великой Отечественной войны делегаты X Великого Хурала ТНР (334 человека) единогласно приняли декларацию, в которой провозглашалось: «Тувинский народ во главе со своей революционной партией и правительством, не щадя жизни, готов всеми силами и средствами участвовать в борьбе советского народа против фашистского агрессора до окончательной победы над ним».

Принятием декларации Тува официально объявила войну нацистской Германии и её союзникам, причём выступила на стороне СССР первой в мире.

«Мал золотник, да дорог»— исключительно подходящая к этому случаю пословица. Сразу после вступления в войну власти ТНР предложили советскому руководству отправлять на фронт тувинских добровольцев и приступили к оказанию материальной помощи СССР. Так, Советскому Союзу был передан ВЕСЬ (!!!) золотой запас государства, составлявший около 30 миллионов советских рублей, а также добыча тувинского золота на сумму порядка 5 миллионов рублей. С июня 1941 по август 1944 года ТНР поставила в СССР 50 тысяч боевых коней, а также более 700 тысяч голов скота, из которых 650 тысяч — безвозмездно. Всё, что умели делать и имели тувинцы, отдавали на помощь братскому Советскому Союзу: лыжи, полушубки, рукавицы, валенки, шерсть, мясо, муку и масло, мёд, рыбу и даже местные лекарственные средства.

Первые добровольцы из Тувы — 11 человек — вступили в ряды РККА 20 мая 1943 года, прошли краткий курс обучения механиков-водителей танков и были зачислены в 25-й отдельный танковый полк, с февраля 1944 года входивший в состав 52-й армии 2-го Украинского фронта.

1 сентября 1943 года в Кызыле состоялись проводы добровольческого кавалерийского эскадрона в составе 208 человек. 8 ноября личный состав 31-го гвардейского кавалерийского полка 8-й кавалерийской дивизии принял в свои ряды 4-й отдельный эскадрон тувинских добровольцев под командованием капитана Тулуша Кечил-оола. 15 декабря добровольцы приняли присягу и — в бой… Из отправившихся на фронт 206 тувинских добровольцев-кавалеристов на родину с Победой и наградами на груди вернулось 165 человек. Двое — механик-водитель танка Хомушку Чургуй-оол и командир кавалерийского эскадрона Тулуш Кечил-оол стали Героями Советского Союза.

Тулуш Кечин-оол на принятии присяги

Тулуш Кечин-оол на принятии присяги

Хомушку Чугуй-оол

Хомушку Чугуй-оол

17 августа 1944 года VII сессия Малого Хурала ТНР приняла декларацию о вхождении Тувинской Народной Республики в состав СССР, обратившись с соответствующим ходатайством в Верховный Совет СССР. Указом Президиума Верховного Совета от 11 октября 1944 года ходатайство было удовлетворено, и Тува вошла в состав РСФСР на правах автономной области. С этого момента тувинцы участвовали в боевых действиях вплоть до окончания Второй мировой войны уже в качестве граждан Советского Союза.

Тувинские кавалеристы и танкисты прошли славный боевой путь. А были ли среди тувинцев лётчики?

До 1934 года в Тувинской Народной Республике не было ни авиации, ни своих лётчиков. Небольшая горная страна, расположенная в центре азиатского материка, граничащая с СССР и Монголией, была в то время страной скотоводов и кочевников.

Руководство республики понимало необходимость развития транспорта, особенно в труднодоступных районах. Нужны были национальные кадры.

В 1934 году по просьбе руководства ТНР в Оренбургское военное авиационное училище лётчиков (ВАУЛ) были приняты для обучения два тувинских военнослужащих Отдельного кавалерийского полка ТНРА — секретарь штаба старшина Чооду Кидиспей Дагбаевич и боец-кавалерист Оюн Лапшын Доскаарович, отличники боевой и политической подготовки, хорошо владеющие русским языком. Так как тувинские курсанты являлись иностранцами, для конспирации в училище им выдали документы на русские фамилии: Лапшын стал Лавровым, а Кидиспей — Васильевым. В 1937 году они закончили обучение с присвоением воинского звания «лейтенант».

По возвращении в Туву первых лётчиков руководство республики обсудило с ними вопрос о развитии авиации в Туве. Было решено построить аэропорт в Кызыле, решить вопрос покупки самолётов в СССР, пригласить из СССР инженерно-технический персонал. Кидиспей Чооду был назначен командиром авиазвена Отдельного кавалерийского полка ТНРА, а Лапшын Оюн его заместителем.

На восточной окраине Кызыла началось строительство аэродрома. В Абакане получили два самолёта Р-5. Прибыли из СССР авиатехники Прохоров и Ткачёв. Первые пилоты начали осваивать небо Тувы: открыли воздушные линии из Кызыла в Шагонар, Чадан, Барун-Хемчик, Каа-Хем, Бии-Хем, Танды, Эрзин, Тес, Тоджу, Кунгуртуг, возили почту, руководителей республики, выполняли санитарные рейсы. Не было ни средств связи, ни метеостанций, ни оборудованных посадочных площадок. Летали по земным ориентирам. В условиях горно-таёжной местности это было большим риском.

С оборудованием помог Совет­ский Союз. Были установлены рации в Тодже, Качык, Кызыл-Мажалыке, Чадане и Самагалтае. СССР обещал передать ещё пять самолётов У-2. Нужны были кадры. Были организованы курсы подготовки пилотов. Руководителем был назначен Кидиспей Чооду. Из более чем 100 кандидатов отобрали всего шесть человек: Алексей Ензак, Ховалыг Хопуя, Чили Чимит, Виктор Очур-оол, Сергей Хунан-оол, Соян Дадар-оол. Они и стали первыми курсантами. Преподавателями были Кидиспей, Лапшын, Прохоров и Ткачёв. По окончании курсов Дадар-оол получил документ авиатехника, остальные — лётчиков. На самолётах У-2 созданное отдельное авиазвено ТНРА начало дальнейшее освоение воздушного пространства республики.

Первые выпускники курсов стали летать самостоятельно, выполнять различные задания. Самым способным был Чили Чимит, ставший внештатным инструктором курсов.

Важное политическое значение имело установление воздушной связи между Красноярском и Тувинской Народной Республикой. Перед самой войной 21 июня 1941 года для почтово-грузовых и пассажирских перевозок в дневное время суток была организована воздушная линия Красноярск-Кызыл через Даурское-Новосёлово-Краснотуранск-Абакан-Ермаковское, далее вдоль тракта Абакан-Кызыл до Турана и Кызыла общей протяжённостью 687 км.

В декабре 1942 года Прави­­­тель­ство ТНР отправило четверых выпускников лётных курсов в Черногорск в эвакуированную на территорию Хакасии Бирмскую военную авиашколу пилотов (ВАШП). Опять же по причине того, что в Красной Армии не могли служить подданные иностранного государства, нахождение тувинцев в Бирмской ВАШП было законспирировано. Все они числились в авиашколе под русскими именами: младший лейтенант Чистяков Иван Васильевич, 1914 г.р. (Чимит Чили); лейтенант Худяков Сергей Николаевич, 1914 г.р. (Хунан-оол Сергей); младший лейтенант Хлопов Павел Тимофеевич, 1917 г.р. (Хопуя Ховалыг); младший лейтенант Егоров Алексей Фёдорович, 1914 г.р. (Ензак Алексей).

Первые лётчики Тувы  с инструктором Прохоровым, 1942 г.

Первые лётчики Тувы с инструктором Прохоровым, 1942 г.

Все тувинцы прошли полный курс военной школы пилотов и ждали отправки на фронт. Но советское правительство берегло и так немногочисленные национальные лётные кадры Тувы, и на западный фронт тувинские пилоты не попали. Повлияло и то, что в 1942 году умер Оюн Лапшын и тяжело заболел Кидиспей Чооду (умер в 1946 г.). Командование ТНРА отозвало в Туву Чили Чимита, он был назначен командиром авиазвена ТНРА. Позднее был отозван в Туву и Хунан-оол. Ензак и Хопуя по окончании авиашколы были направлены в действующую армию в Забайкальский военный округ и участвовали в войне с Японией.

Авиазвено до конца войны продолжало находиться в составе Отдельного Тувинского кавполка. В январе 1946 года в связи с расформированием ТНРА авиазвено было передано в состав Красноярского Управления ГВФ. 13 июля 1946 г. приказом начальника Красноярского Управления ГВФ на базе Кызыльского авиазвена был создан 273 авиаотряд спецприменений (АОСП). В авиаотряде первоначально было 4 самолёта По-2. Весь персонал размещался в домике
5х7 метров.

В начале октября 1946 года, демобилизовавшись, вернулись на родину Алексей Ензак и Ховалыг Хопуя. Сергей Хунан-оол трагически погиб в 1948 году. Оставшиеся четверо тувинских пилотов многие годы достойно работали в родном небе.

273-й Кызыльский авиаотряд Красноярского управления ГВФ летал по 24 авиатрассам, охватывающим 22 населённых пункта и 16 районов Тувинской автономной области.

И сейчас пилоты авиакомпании «Тува-Авиа», принявшие эстафету от первых тувинских лётчиков 1940-х годов, заботятся о процветании своей маленькой, но гордой республики, в час тяжёлых испытаний ставшей нашим первым и верным союзником.

Вячеслав ФИЛИППОВ,
Военно-инженерный институт

Похожие материалы