Язык Си, АСУ-приказы и другие проекты «Профессионального старта»

«Вот рецепт достижения успеха: учитесь, пока другие спят, работайте, пока другие отдыхают, будьте готовы, пока другие расслабляются, и мечтайте, пока другие плачутся». Уильям Артур Уорд.

Именно этим девизом руководствовались участники I Международной летней школы «Профессиональный старт», организатором которой выступил Институт космических и информационных технологий при поддержке корпорации InterSystems. Школа прошла в кампусе СФУ во второй раз и в этом году приобрела международный статус. География участников школы обширна: 18 студентов приехали из городов от Владивостока до Санкт-Петербурга, а 7 студентов — из Индии.

Обучение в школе проходило в два этапа: на первой неделе участники осваивали теоретический материал, затем погружались в интенсивную проектную деятельность, результатом которой стали выполненные проекты, решающие небольшие производственные задачи. Студенты под руководством преподавателя базовой кафедры интеллектуальных систем управления Александра ПОГРЕБНИКОВА и Ольги КАЗАНЦЕВОЙ, прибывшей из Витебска (Белоруссия), изучали азы работы с СУБД Caché и язык Caché Object Script, а также основы разработки Web-приложений.

Вторая неделя посвящалась работе над проектами, темы которых были предоставлены потенциальными работодателями. Студенты представили 7 проектов, нацеленных на решение социально значимых задач («Чистый город» — портал, где жители города могут оставлять жалобы на проблемы в городской среде) либо имеющих сугубо практический характер («Невод» — система для учёта и регистрации ресурсов рыбопромыслового комплекса по регионам). Иностранные студенты совместно со студентами ИКИТ разрабатывали два проекта: Clean water — приложение, транслирующее состояние воды, и JAANKARI — аккумулирующее различную информацию, которая может быть необходима туристу в Индии.

На финальной презентации менторы были приятно удивлены тем, как много успели сделать студенты меньше чем за неделю кропотливой работы. В итоге победителя удалось определить не сразу, только после второго раунда голосования. Команда студентов ИКИТ — Александр ОБЕДИН, Нина ЛУГОВАЯ, Илья ШЕСТАКОВ и Евгения СОРОКА под руководством Максима ДИМУХАМЕТОВА — не только смогла полностью решить задачу оптимизации процесса подписания приказов, но и использовала изученные технологии.

Завершающим мероприятием на школе стал хакатон, где в течение суток студенты должны были найти новые технические решения для продуктов компании InterSystems. Хакатон проходил при поддержке Красноярского бизнес-инкубатора «КРИТБИ», предоставившего специально подготовленное для этого мероприятия помещение. Определить темы, направлять участников и помогать с возникающими ошибками на протяжении 24 часов — всё это делал инженер-консультант корпорации InterSystems Эдуард ЛЕБЕДЮК, который специально прибыл из Москвы ради проведения хакатона. Не все нашли в себе силы преодолеть марафон по программированию, в итоге на финальной презентации были представлены 7 проектов. Победитель Андрей РЕЧИТСКИЙ и Евгений МОЛОДАН сумели в короткий срок интегрировать библиотеку языка Си для распознавания HTML разметки в среде разработки InterSystems Caché, что позволит программистам использовать преимущества языка Си при разработке приложений в Caché.

Не учёбой единой были полны эти две недели, участников школы ждала активная культурная программа. Они смогли посетить живописные окрестности Красноярска, Красноярскую ГЭС, а также узнать, что такое Столбы. Финальный ужин проходил в неформальной обстановке на берегу реки Базаихи.

Юрий ЯКУНИН, заместитель директора ИКИТ: «Формат школы помогает студентам полностью погрузиться в изучаемый предмет. Цель — не просто дать знания, а научить их использовать при осуществлении реальных проектов. Интенсивное обучение, работа на пределе своих возможностей для некоторых в стрессовых ситуациях — всё это помогает студентам мобилизовать силы и перейти на другой уровень, приближенный к профессиональной деятельности. Конечно, добиться этого без определённой подготовки просто невозможно, поэтому на школу приглашались студенты только старших курсов, успешно прошедшие входное тестирование. Сейчас мы можем подвести итоги школы прошлого года: выпускники Летней школы-2016 уже выполнили ряд грантов от InterSystems, а сейчас задействованы в реализации крупных IT-проектов. Так что можно с уверенностью сказать, что название «Профессиональный старт» соответствует духу школы и полностью себя оправдывает!».

Антон ИГОШИН, студент Высшей школы экономики, специальность «Машинное обучение и приложения»: «О Летней школе узнал в институте: учебный офис предложил участие в школе в качестве прохождения летней практики. Больше всего меня заинтересовала проектная работа. Кроме того, узнал о возможности решения некоторых задач для IntersyStems и её партнёров, связанных с анализом данных. Это отличная возможность применить знания, приобретённые на школе, получить грантовую поддержку от InterSystems, а также написать бакалаврскую работу. Культурная программа тоже оставила только приятные впечатления: поразили масштабы Красноярской ГЭС и живописные виды вашего края».

Kanika Gera, Индия: «В России нас ждало сразу два погружения — в культуру и непосредственно в обучение в Летней школе. Тяжелее всего было привыкнуть к еде — запеканки из творога, борщ и морс из облепихи вызывали у нас недоумение. Но мы успели полюбить русскую кухню.

По проекту: нам было интересно поработать с реальными данными, удалось найти в открытом доступе информацию о качестве воды в реках и озёрах Индии. В основе нашего проекта Clean Water лежала идея составления так называемой карты водных ресурсов, что может быть полезно туристам».

Анастасия СОКОЛОВА, студентка ИКИТ СФУ, участница Летней школы-2016: «После школы меня пригласили принять участие в краевом проекте по созданию Системы планирования госпитализации (СПГ). Система позволит врачам составлять календарь госпитализации и распределять места между пациентами. Например, в Краевой больнице нередко возникали ситуации, когда пациент уже прибыл, а свободных мест нет, и приходится отказывать человеку, который приехал из другого района и проделал немалый путь. Так вот наличие такой системы позволит избежать подобного рода недоразумений. В результате тема моей бакалаврской работы была связана с СПГ. Я в ручном и автоматическом режиме тестировала систему и устраняла найденные уязвимости. Надеюсь продолжить работу над проектом!».

Похожие материалы