К портрету философа и человека
Ивана ПФАНЕНШТИЛЯ

Если отбросить невозможное, то в остатке будет лишь правда

«А ведь за сорок пять лет деятельности на нашем пятом этаже я практически сроднился с этим местом, здесь всё имеет отношение ко мне…». Конец фразы Ивана Алексеевича теряется. Виной тому, как я понимаю, не только грохот экскаваторов… В словах философа Ивана Пфаненштиля заложен глубинный смысл, ведь он всегда выступал как патриот и государственник, будучи по своим социально-философским взглядам сторонником этического социализма. Можно сказать, широкая сфера его научных интересов, включающая социальную философию, глобалистику, геополитику, конфликтологию и философию образования, в полной мере обусловливает цель: смысл человека и человечества — духовное самосовершенствование; снятие энтропии в обществе и природе.

Основные публикации раскрывают многогранную натуру И.А. Пфаненштиля. В своих научных трудах, которых более 280, Иван Алексеевич целенаправленно работает над ведущими проблемами современности: глобализация как философско-мировоззренческая проблема общества и как предмет социального конструирования нового мирового порядка; кризис европоцентризма и перспективы индустриального общества; проблема устойчивого развития общества; альтернативный проект глобализации и развития человечества; философия русского космизма как альтернативная модель развития человечества. Своим массивом знаний профессор щедро делится с коллегами и аспирантами, а также в живой форме доносит до студенческой аудитории.

Эпизод первый

Навсегда запомнил первую встречу с Иваном Алексеевичем, когда в считаные минуты решались вопросы, на которые раньше уходили недели. Умение почувствовать сущность предмета и загореться новым проектом — это отличительные качества характера профессора И.А. Пфаненштиля, которому приходилось с нуля создавать гуманитарный факультет КГТУ, кафедру глобалистики и геополитики СФУ, а также участвовать во многих важных общественных начинаниях. Он обладает уникальным талантом руководителя — умением формировать психологически сыгранные коллективы, что так важно в современном противоречивом обществе.

В этом отношении вполне закономерной являлась многолетняя дружба Ивана Пфаненштиля с великим русским философом Николаем ЧУРИНОВЫМ. Столь разные внешне, они оказались родственными душами в глубинном смысле этого слова, что проявилось не только в совместных научных проектах, но также и в конкретных жизненных ситуациях. В частности, по инициативе Ивана Алексеевича вместе они совершили непростое путешествие к месту гибели отца Николая Мефодиевича под Прохоровкой, что для сына, всю жизнь мечтавшего побывать на его могиле, стало не просто величайшим событием, а той подпиткой, что продлила на несколько лет жизнь этого незаурядного человека.

Само это путешествие явилось важной характеристикой философов, понимающих важную роль духовного базиса для выживания и созидания в современном мире. В этом — весь Иван Алексеевич, который, как иногда кажется, способен спонтанно, мгновенно принимать принципиальные решения и оказываться в выигрыше. Однако внешняя лёгкость бытия на самом деле является следствием не только огромного жизненного опыта, но и рационального подхода к жизни. Того рацио, которому не чужд творческий взгляд на мир. Здесь в полной мере проявляется сложнейший синтез философского и обыденного, личного и общественного.

Эпизод второй

В мастерской Ивана Ивановича МАЛА­ШЕНКО глаза разбегаются от обилия сюжетов, поскольку этого известного сибирского художника характеризует не только широкий спектр тематики, но и изрядная работоспособность. Когда он предложил Ивану Алексеевичу выбрать себе в качестве подарка картину, то я подумал, насколько это непростая задача для человека, защитившего диссертацию по эстетике, ведь творчество И. Малашенко разнообразно: натюрморты, пейзажи, портреты, и все — с философской подоплёкой. Однако Иван Алексеевич почти мгновенно ответил: «Вот эта, конечно!». Когда мы, заинтригованные, спросили, чем объясняется столь быстрый и однозначный выбор, философ с таинственной улыбкой ответил: «Так ведь здесь, на фоне города, ромашки — любимые цветы моей супруги!».

И этот эпизод довольно показателен, ведь их супружество приближается к золотому юбилею. Иван Алексеевич безоговорочно признаёт огромную заслугу Ларисы Николаевны в формировании и развитии этого союза: жена была и остаётся основным духовным центром семьи. И семья эта выдержала испытание всем — общежитиями, стройотрядами, переездами, временем...

Эпизод третий

Иван Алексеевич склоняется к ручью и, прихлебнув, стоит в раздумье. «Ну, как? Чувствуете силу?!» — устремляются на красноярского профессора вопросительно-утвердительные взгляды местных. Волнение понятно, ведь для них этот ручей — не просто целебный, но олицетворяющий особый статус молодого города Усть-Илимска. Кроме того, мы так долго добирались по Ангаре этим майским, только намекающим на весну днём, что просто насладиться ангарской панорамой — мало. Хозяева знают, что нужно гостям — представителям красноярской философии.

И постепенно Иван Алексеевич начинает раскрываться — как один из ведущих философов региона, как гражданин, как человек. Всех зачаровали его воспоминания об астраханской рыбной воде, спасавшей их семью в жуткие послевоенные годы; о знаменитой баварской воде, сыгравшей важную роль в его жизни намного позже. Особенно многозначительно звучит фраза Ивана Алексеевича о том, что посредством воды можно познавать родину…

Тем не менее, наверное, самой плодотворной и дорогой оказалась невская вода. Здесь зарождалась семья Пфаненштилей, здесь закладывался основательный философский базис. Конечно, человек, который вживую соприкасался с такими авторитетами, как Л.Н. ГУМИЛЁВ, воспитывался на лекциях А.А. КОРОЛЬКОВА, по-особому воспринимает окружающую действительность и в состоянии верно расставить мировоззренческие акценты на долгие годы. Эта бесценная мудрость остаётся на всю жизнь и не всегда передаётся через компьютер и даже книги.

Вот почему так важно философски смотреть на своё прошлое, экстраполируя его на современное и будущее. Именно здесь приобретается особое ощущение великой России, которая не делится на дооктябрьскую, советскую и т.д. Эта глубинная целостность всего прошлого и настоящего усвоена Иваном Алексеевичем на высоком философско-историческом уровне, и он передаёт это ощущение всеобщего единства многим поколениям своих студентов. Вот почему вполне закономерным выглядит тот факт, что в начале XXI столетия И.А. Пфаненштиль написал во многом пророческие строки об опасности глобализационных процессов: субъектами глобализации наша страна всегда будет рассматриваться исключительно в качестве объекта.

Эпизод четвёртый

Когда я знакомился с современной питерской философской элитой, то достаточно было назвать фамилию Пфаненштиль, чтобы известные философы сразу же оживились. Отрадно было наблюдать в глазах немолодых людей студенческий блеск: «Да, Иван — наш кормилец! Он выносил на себе все тяготы, связанные с организацией нашей стройотрядовской деятельности». Полились воспоминания с той особой теплотой в голосе, которая присуща стройотрядовскому братству. Иван брал на себя добровольную нагрузку поиска работ по всему великому Союзу; взваливал на себя комплекс разнообразных бригадирских функций... Именно там, в Карелии, цементировалось студенческое сообщество и настоящий мужской коллектив, который выдержал испытание временем. Подтверждение этому — тот факт, что сегодня бывшие стройотрядовские юноши в роли маститых учёных регулярно приезжают в СФУ в качестве лекторов и оппонентов на защитах. Уже на новом уровне укрепляются связи, которые были заложены в студенческой молодости…

Отличительной чертой Ивана Алексеевича как преподавателя является жизненность его лекций, ведь они базируются на большом и разнообразном жизненном опыте. В основе его размышлений концепция Н.М. Чуринова, которую Иван Пфаненштиль не только разделяет, но и развивает на новом уровне после смерти друга и учителя. Базисом этого учения выступает модель мира, которая указывает, какими качествами должны обладать общества и отдельные личности в тех нишах, в которых они пребывают и где могут быть неуязвимыми и крепкими перед лицом жизненных испытаний.

Иван Алексеевич во всех своих начинаниях способен зажигать окружающих новой идеей. Он всегда помнит, как важно в поиске своего подхода не забыть, что принципиальная задача преподавателей философии — становление нового уровня мышления, под которым понимаем набор мыслительных стратегий, дающих возможность самостоятельно выстроить интерпретацию тех или иных событий. Этот аспект имеет особое значение в условиях глобализации, когда унификация приобретает всеобщий характер.

Трудно не согласиться с размышлениями Ивана Алексеевича о том, что у России в современных условиях возникает необходимость реализовать исторический шанс, поскольку Западная Европа оказалась неспособной воплотить христианский идеал цельности жизни.

И.А. Пфаненштиль уверен, что широко распространившиеся в последнее время дискуссии о выборе исторического пути нашей страны в полной мере отражаются в образовательной системе. Положительным аспектом является возвращение философии её изначальной задачи формирования целостного мировоззрения. Философия начинает играть принципиальную роль в воспроизводстве «коллективной памяти», в возможности связать в историческом производстве интересы формирования гармоничной личности. Именно эти функции призвана решать и успешно решает кафедра глобалистики и геополитики, которая была создана при непосредственном участии Ивана Алексеевича Пфаненштиля на базе Гуманитарного института СФУ в мае 2011 года и является единственной в своём роде в России. Однако деятельность заведующего кафедрой выходит далеко за границы СФУ, поскольку Иван Пфаненштиль как учёный успешно доносит свои идеи во все уголки Сибири.

Эпизод пятый


…Прогуливаемся по парку с Иваном Алексеевичем и одновременно работаем над статьей. Наверное, такое преимущество есть только у философов — совмещать приятное с полезным. Мысли Ивана Алексеевича — человека с уникальным жизненным и преподавательским опытом — представляют интерес не только для студентов. Действительный член Международной академии глобальных исследований (МАГИ), Действительный член Международной академии ноосферы, Действительный член Международной академии устойчивого развития, эксперт координационного антикризисного и корпоративного управления Красноярского края (КСАКУ), член Попечительского совета Часовни свт. мч. Иоанна Воина в состоянии много и интересно рассказывать о разных сторонах нашей противоречивой жизни. Тем более что это ещё не вся палитра деятельности.

В том, что делает Иван Алексеевич, всегда чувствуется уровень, который давали столичные университеты. После окончания в 1974 году философского факультета Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова и окончания в 1976-1979 гг. аспирантуры кафедры этики и эстетики этого университета ему удавалось доносить уникальные мысли, транслируя лучшее в советской науке.

***

Вполне оптимистично высятся здания на месте нашего старого главного корпуса родного Политехнического. Однако при всей своей цветастой форме и внутреннему комфорту эти поднимающиеся корпуса всё-таки ещё не скоро приобретут ту уникальную атмосферу, которая может создаться только там, где много лет юные выпускники школ превращаются не просто в классных профессионалов, а в зрелых граждан родной страны. В этом вечном и не до конца постижимом процессе формирования новых поколений — большой вклад преподавательской и научной деятельности доктора философских наук, профессора, заведующего кафедрой глобалистики и геополитики Ивана Алексеевича Пфаненштиля, который недавно был единогласно переизбран на эту должность.

…Внучка Катюша, опережая маму (кстати, кандидата философских наук), мчится к дедушке, дескать, пора в театр. Внучка — ещё одно яркое подтверждение верности семейному союзу. Жизнь в философии, философия в жизни продолжается…

М.П. ЯЦЕНКО

Похожие материалы